История Казахстана с древнейших времен.

Уважаемые читатели сайта «Салем Шымкент», в виду того, что в настоящее время, многими зарубежными общественными деятелями и политиками ставится под сомнение право казахской нации на территорию Казахстана в его нынешних границах, а также необоснованные комментарии некоторых казахских национал патриотов, извращающих советский период истории Казахстана, по нашей просьбе, преподаватели кафедры «История Казахстана» Южно-Казахстанского университета имени М.Ауэзова, публикуют краткий обзор курса истории Казахстана.

Часть 1

«От автохтонной версии происхождения казахов и их территории».

Проживание предков казахов на территории Казахстана с древнейших времен, подтверждается рядом трудов исследователей, которые придерживаются так называемой «автохтонной» версии происхождения казахского народа.

Впервые мысль о том, что индо – иранские и скифо – сакские племена являлись предками казахов и древними насельниками территории Казахстана, высказал еще в начале ХIХ века полковник Генерального штаба Императора Российского, исследователь Казахстана Я. Гавердовский.

Сведения подтверждающие эту версию содержатся в устном народном творчестве, эпических сказаниях, письменных свидетельствах автохтонного населения и его соседей. Самым ранним письменным источником является книга «Авеста» («Наставление»), написанная на рубеже II – I тысячелетия до нашей эры Заратуштрой.

Главное отличие этого периода является изготовление металлических орудий труда, из бронзы. На территории Казахстана найдены и изучены более 100 поселений и 150-ти захоронений того периода. Этот исторический отрезок, принято называть эпохой «Андроновской культуры», как известно многим по названию поселения, близ которого впервые была обнаружена стоянка племени.

Крупная волна миграции с востока привела к появлению индо-иранских племен (именуемые «ариями») на территории андроновцев, как результат этногенеза образовалась новая группа кочевников называемая «саки». Сведения об этих племенах содержатся в античных трудах древнегреческих и римских летописцев, прежде всего в «Истории» Геродота, а также Полибия, Плиния, Птоломея, Страбона, Ктесия, Курция Руф Квинта.

Описания сакских племен, были сделаны на древнеперсидском, эламском и акадском языке в Бехистунской надписи ахеменидских царей.

В этих письменных источниках содержатся имена племен и территории их обитания: тиграхауда – обитавшие в низовьях рек Амурдарьи и Сырдарьи, хаомоварга – в долине реки Мургаб, аримаспы – располагавшиеся

на Алтае и Восточном Казахстане, парадарайя – кочевавшие в Приаралье и за Сырдарьей. Предположительно это были крупные союзы племен. Были также племена, не входившие в объединения, но кочевавшие в пределах своих родоплеменных подразделений, такие как: массагеты, савроматы, исседоны, агрипеи, сакараулы и др.

Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная. Они составляли единый родственный по языку и этнокультурному складу массив племен.

История Казахстана со II века до н.э. и до V века н.э. систематизировано изучается во многом благодаря китайским письменным источникам. В начале ХIХ века выдающийся русский ученый – синолог Н.Я. Бичурин перевел труды Сыма Цяня – главного историографа императора У-ди (II в. до н.э.). Именно этот источник впервые описывает племена, населявшие территорию Казахстана, которые образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюй – являвшиеся этнокультурными преемниками саков.

Территория северной границы усуней доходила до Балхаша, а на западе до реки Талас, центр в Илийской долине в Семиречье, ставка правителей находилась на берегу Иссык – Куля и называлась Чигучен.

Во II веке до н.э. западней усуней образовалось государственное объединение Кангюй. Территория занимала обширные пространства Южного Казахстана, а также низовья Сырдарьи, русла рек Жанадарьи, Кувандарьи, Арысь и склоны Каратау. Владетель располагался в городе Битянь.

Написанная столетием позже «Хроника Ранней Хань» – «Цянь Ханьшу», китайским историографом Бань Гу, вносит существенные коррективы в описание таких государств, как Усунь, Кангюй, Хунну. В частности указывается, что население кангюй составляет 120 000 семейств, 600 000 душ, а строевого войска 120 000 человек.

Тогда как народонаселение усуней, состоит из 120 000 кибиток, 630 000 душ, строевого войска 180 600 человек.

Такова краткая история описания древних насельников Казахстана.

Джунусбаев Серик Мутанович к.и.н., заведующий кафедрой

«История Казахстана» ЮКУ имени М. Ауэзова

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

salem-shym.kz