Бюджет КНБ составлял в 2015 году (согласно закону) 163 млрд. тенге («Сырбар» — 8,7 млрд.).
В 2016 г. — 162,3 (+11) млрд.
В 2017 г. — 203,3 (+11,5) млрд.
В 2018 г. — 281,6 (+10) млрд.
В 2019 г. — 303,3 млрд.
В 2020 г. — 423,6 млрд.
В 2021 г. — 352,6 млрд.
В 2022 г. — 345,5 млрд.
Мне кажется, нужно провести хорошую такую проверку того, на что Карим Кажимканович тратил такие бюджеты и кто их контролировал.
Что касается переименования, то опять это вопрос изменений в Конституцию.
С другой стороны, вот дважды выделялась разведка (сначала как «Барлау», потом как «Сырбар»), но подводились ли итоги: как она лучше работает — внутри или отдельно. Выделялась правительственная связь (передавалась в СОП). Также не ясно — был ли смысл.
Подведомственность преступлений по коррупции и наркобизнесу вечно плавала.
Все как всегда — реформы ради реформ.
Нужен экспертный аудит полномочий КНБ и результатов его деятельности (кроме подготовок госпереворота), а громить и рушить всегда успеется.
Тоже касается назначения гражданских руководителей в силовые структуры. На мой взгляд, единого правила быть не должно, внешних и внутренних руководителей надо чередовать. У одних есть свежий взгляд, у других — профессиональный опыт.
Мы видели, до чего довели КНБ и армию гражданские руководители (хоть и получившие погоны).
Сыграл свою роль и слабый политический контроль над силовыми структурами. Напротив, Масимов и Ко за эти годы расставили своих людей повсюду — в аппарат СБ, АП, МВД, КПП, парламент, МИОР, МО, МЦРИАП, ФНБ и другие структуры, обеспечивая собственный контроль над ситуацией.
У нас был опыт использования силовых структур в частных интересах, но уроки извлечены если и были, то давно забыты.
Ошибкой была реформа КНБ, которую он протащил как только возглавил контору.
Я имею в виду создание внутренних служб — антитеррора, контрразведки и экономической безопасности.
Ранее перекрёстное курирование одних и тех же структур разными заместителями обеспечивало своего рода конкуренцию и контроль. Создание служб персонифицировало ответственность, но привело к закрытому характеру работы отдельных подразделений.
Думаю, что идеей реформы было желание нового председателя спихнуть с себя ответственность, что ранее проявлялось в его работе в правительстве и АП.
При этом сразу было очевидно желание использовать ресурсы комитета для внутриполитических конфликтов. Достаточно бессмысленные аресты таких фигур, как Дутбаев, Майлыбаев, Сыроежкин, очень сильно навредили репутации комитета. Как, впрочем, и создание финансового холдинга «Жусан». Немало вопросов вызвала (а после января с.г. вызывает ещё больше) одноимённая операция по вывозу из Сирии «соотечественников».
На мой взгляд, политическое будущее Масимова после смены власти в марте 2019 г. вызывало все больше вопросов — взаимную неприязнь президента и представителя КНБ было видно невооружённым взглядом, что, видимо, стало подталкивать его к своей игре.
Думается, что Масимов все эти годы искренне не понимал, почему его не выбрали в преемники.
Надо понимать, что это очень и очень осторожный человек, который не полез бы в эту схему, не заручившись поддержкой определённых кругов не только внутри страны, но и, прежде всего, за её пределами.
Круг его знакомых и деловых партнёров достаточно хорошо известен, чтобы объяснять о какой географии идёт речь.
Свои планы он в какой-то степени обнародовал открыто. Мало кто читал, но многие запомнили название — Карим Масимов. «Следующий властелин мира».
Многих подробностей мы не знаем и, скорее всего, не узнаем, но переворот провалился. Токаев переиграл председателя КНБ и повёл себя совсем не так, как многие (в т.ч. сам Масимов) ожидали.
Впрочем, это набор стандартных проблем любой государственной программы — слишком запутанное планирование, отсутствие чётких целевых индикаторов, неучет человеческих и внешних факторов.
В конце концов, ни одна из реформ Масимова не оказалась хоть сколько-нибудь эффективной. Так случилось и с попыткой госпереворота.
Добавить комментарий
Четверг 24.04.2024 19:02:27
В Шымкенте изменились правила регистрации транспортных средств и подготовки водителей...Четверг 19.04.2024 16:06:16
Қала тұрғынының құқығы қалпына келтірілді...Четверг 18.04.2024 12:08:12
Госкорпорация повысила раскрываемость нарушений более чем в пять раз...Четверг 12.04.2024 19:18:20
Филиал Госкорпорации провел акцию «Стань донором...Четверг 09.04.2024 13:43:43
Правительство для граждан» отмечает 8 годовщину со дня создания...Четверг 29.03.2024 12:21:45
Казахстанский Единый контакт-центр 1414 получил международное признание...Четверг 28.03.2024 19:23:11
Шымкент қаласында тасымалдаушы кәсіпкердің құқығы қорғалды...Четверг 28.03.2024 19:21:11
Шымкент қаласында заңды тұлғасының құқығы қорғалды...Четверг 17.03.2024 09:43:05
Служба 111: на страже интересов семьи, женщин и детей...Четверг 15.03.2024 22:22:30
ЦОН №2 Енбекшинского района переезжает на новый адрес...Четверг 06.03.2024 11:55:20
В Шымкенте получать госуслуги можно в торговых центрах...Четверг 29.02.2024 16:07:54
С 1 марта в Шымкенте меняется адреса дежурного ЦОНа и спецЦОНа...Четверг 28.02.2024 21:04:32
Онлайн-бронь на сдачу экзаменов в спецЦОН облегчает жизнь шымкентцев...Четверг 28.02.2024 21:03:05
Әдеп кодексіне түсіндірмелер әзірленді...Четверг 23.02.2024 16:07:33
В Шымкентских ЦОНах появились постоматы для получения готовых документов...Четверг 21.02.2024 10:10:37
В спецЦОНах города Шымкент внедрены новые методы...Четверг 19.02.2024 09:57:49
Госкорпорация оцифровала коммерческую услугу в сфере земельного кадастра...Четверг 13.02.2024 22:36:02
Кто освобожден от уплаты госпошлин при оказании госуслуг...Четверг 12.02.2024 17:27:37
ДЕПАРТАМЕНТПЕН ҚАЛА ТҰРҒЫНЫНЫҢ ҚҰҚЫҒЫ ҚАЛПЫНА КЕЛТІРІЛДІ...