Бюджет КНБ составлял в 2015 году (согласно закону) 163 млрд. тенге («Сырбар» — 8,7 млрд.).
В 2016 г. — 162,3 (+11) млрд.
В 2017 г. — 203,3 (+11,5) млрд.
В 2018 г. — 281,6 (+10) млрд.
В 2019 г. — 303,3 млрд.
В 2020 г. — 423,6 млрд.
В 2021 г. — 352,6 млрд.
В 2022 г. — 345,5 млрд.
Мне кажется, нужно провести хорошую такую проверку того, на что Карим Кажимканович тратил такие бюджеты и кто их контролировал.
Что касается переименования, то опять это вопрос изменений в Конституцию.
С другой стороны, вот дважды выделялась разведка (сначала как «Барлау», потом как «Сырбар»), но подводились ли итоги: как она лучше работает — внутри или отдельно. Выделялась правительственная связь (передавалась в СОП). Также не ясно — был ли смысл.
Подведомственность преступлений по коррупции и наркобизнесу вечно плавала.
Все как всегда — реформы ради реформ.
Нужен экспертный аудит полномочий КНБ и результатов его деятельности (кроме подготовок госпереворота), а громить и рушить всегда успеется.
Тоже касается назначения гражданских руководителей в силовые структуры. На мой взгляд, единого правила быть не должно, внешних и внутренних руководителей надо чередовать. У одних есть свежий взгляд, у других — профессиональный опыт.
Мы видели, до чего довели КНБ и армию гражданские руководители (хоть и получившие погоны).
Сыграл свою роль и слабый политический контроль над силовыми структурами. Напротив, Масимов и Ко за эти годы расставили своих людей повсюду — в аппарат СБ, АП, МВД, КПП, парламент, МИОР, МО, МЦРИАП, ФНБ и другие структуры, обеспечивая собственный контроль над ситуацией.
У нас был опыт использования силовых структур в частных интересах, но уроки извлечены если и были, то давно забыты.
Ошибкой была реформа КНБ, которую он протащил как только возглавил контору.
Я имею в виду создание внутренних служб — антитеррора, контрразведки и экономической безопасности.
Ранее перекрёстное курирование одних и тех же структур разными заместителями обеспечивало своего рода конкуренцию и контроль. Создание служб персонифицировало ответственность, но привело к закрытому характеру работы отдельных подразделений.
Думаю, что идеей реформы было желание нового председателя спихнуть с себя ответственность, что ранее проявлялось в его работе в правительстве и АП.
При этом сразу было очевидно желание использовать ресурсы комитета для внутриполитических конфликтов. Достаточно бессмысленные аресты таких фигур, как Дутбаев, Майлыбаев, Сыроежкин, очень сильно навредили репутации комитета. Как, впрочем, и создание финансового холдинга «Жусан». Немало вопросов вызвала (а после января с.г. вызывает ещё больше) одноимённая операция по вывозу из Сирии «соотечественников».
На мой взгляд, политическое будущее Масимова после смены власти в марте 2019 г. вызывало все больше вопросов — взаимную неприязнь президента и представителя КНБ было видно невооружённым взглядом, что, видимо, стало подталкивать его к своей игре.
Думается, что Масимов все эти годы искренне не понимал, почему его не выбрали в преемники.
Надо понимать, что это очень и очень осторожный человек, который не полез бы в эту схему, не заручившись поддержкой определённых кругов не только внутри страны, но и, прежде всего, за её пределами.
Круг его знакомых и деловых партнёров достаточно хорошо известен, чтобы объяснять о какой географии идёт речь.
Свои планы он в какой-то степени обнародовал открыто. Мало кто читал, но многие запомнили название — Карим Масимов. «Следующий властелин мира».
Многих подробностей мы не знаем и, скорее всего, не узнаем, но переворот провалился. Токаев переиграл председателя КНБ и повёл себя совсем не так, как многие (в т.ч. сам Масимов) ожидали.
Впрочем, это набор стандартных проблем любой государственной программы — слишком запутанное планирование, отсутствие чётких целевых индикаторов, неучет человеческих и внешних факторов.
В конце концов, ни одна из реформ Масимова не оказалась хоть сколько-нибудь эффективной. Так случилось и с попыткой госпереворота.
Добавить комментарий
Пятница 20.11.2024 17:34:15
График работы дежурных ЦОНов и спецЦОНа...Пятница 13.11.2024 16:24:22
ЦОН Каратауского района переезжает на новый адрес...Пятница 12.11.2024 12:10:55
Кибербезопасность на первом месте: меморандум между Госкорпорацией «Правительство для граждан» и TSARKA...Пятница 24.10.2024 12:04:59
В Шымкенте 25 октября ЦОНы и спецЦОНы не будут работать...Пятница 22.10.2024 17:38:40
С 22 октября дежурный СпецЦОН Шымкента продлевает время работы...Пятница 11.10.2024 11:31:53
ЦОН Енбекшинского района переезжает на новый адрес...Пятница 04.10.2024 16:55:44
В день референдума казахстанцы смогут получить временную прописку...Пятница 01.10.2024 18:05:32
В ЦОНах города Шымкент прошла акция ко Дню пожилых людей...Пятница 27.09.2024 12:34:17
В Шымкенте c 1 октября будут работать два дежурных ЦОНа...Пятница 25.09.2024 16:29:43
Более 10 тысяч шымкентцев провалили экзамен на получение водительских прав...Пятница 24.09.2024 18:27:44
Бұзушылықтарды алдын-алуға бағытталған профилактикалық іс-шаралар кеңінен жүргізілуде...Пятница 11.09.2024 17:48:01
ЕЛ МАҚТАНЫШЫ» ЖОБАСЫ...Пятница 10.09.2024 15:21:03
Семейный бум...Пятница 06.09.2024 12:19:27
Филиал «Правительство для граждан» придерживается принципа нулевой терпимости к коррупции...Пятница 02.09.2024 11:06:05
С 2 сентября в Шымкенте меняются адреса дежурного ЦОНа и спецЦОНа...Пятница 29.08.2024 16:10:48
Новый сервис: выездной персональный менеджер ЦОН...Пятница 28.08.2024 17:40:01
Өңірлік кадр резервіне «Құрылымдық сұхбат» кезеңі аяқталды...Пятница 28.08.2024 14:21:27
В пятницу 30 августа ЦОНы и спецЦОНы Шымкента не работают...Пятница 15.08.2024 11:37:14
Шымкент қаласында кәсіпкердің құқығы қалпына келтірілді...