Бюджет КНБ составлял в 2015 году (согласно закону) 163 млрд. тенге («Сырбар» — 8,7 млрд.).
В 2016 г. — 162,3 (+11) млрд.
В 2017 г. — 203,3 (+11,5) млрд.
В 2018 г. — 281,6 (+10) млрд.
В 2019 г. — 303,3 млрд.
В 2020 г. — 423,6 млрд.
В 2021 г. — 352,6 млрд.
В 2022 г. — 345,5 млрд.
Мне кажется, нужно провести хорошую такую проверку того, на что Карим Кажимканович тратил такие бюджеты и кто их контролировал.
Что касается переименования, то опять это вопрос изменений в Конституцию.
С другой стороны, вот дважды выделялась разведка (сначала как «Барлау», потом как «Сырбар»), но подводились ли итоги: как она лучше работает — внутри или отдельно. Выделялась правительственная связь (передавалась в СОП). Также не ясно — был ли смысл.
Подведомственность преступлений по коррупции и наркобизнесу вечно плавала.
Все как всегда — реформы ради реформ.
Нужен экспертный аудит полномочий КНБ и результатов его деятельности (кроме подготовок госпереворота), а громить и рушить всегда успеется.
Тоже касается назначения гражданских руководителей в силовые структуры. На мой взгляд, единого правила быть не должно, внешних и внутренних руководителей надо чередовать. У одних есть свежий взгляд, у других — профессиональный опыт.
Мы видели, до чего довели КНБ и армию гражданские руководители (хоть и получившие погоны).
Сыграл свою роль и слабый политический контроль над силовыми структурами. Напротив, Масимов и Ко за эти годы расставили своих людей повсюду — в аппарат СБ, АП, МВД, КПП, парламент, МИОР, МО, МЦРИАП, ФНБ и другие структуры, обеспечивая собственный контроль над ситуацией.
У нас был опыт использования силовых структур в частных интересах, но уроки извлечены если и были, то давно забыты.
Ошибкой была реформа КНБ, которую он протащил как только возглавил контору.
Я имею в виду создание внутренних служб — антитеррора, контрразведки и экономической безопасности.
Ранее перекрёстное курирование одних и тех же структур разными заместителями обеспечивало своего рода конкуренцию и контроль. Создание служб персонифицировало ответственность, но привело к закрытому характеру работы отдельных подразделений.
Думаю, что идеей реформы было желание нового председателя спихнуть с себя ответственность, что ранее проявлялось в его работе в правительстве и АП.
При этом сразу было очевидно желание использовать ресурсы комитета для внутриполитических конфликтов. Достаточно бессмысленные аресты таких фигур, как Дутбаев, Майлыбаев, Сыроежкин, очень сильно навредили репутации комитета. Как, впрочем, и создание финансового холдинга «Жусан». Немало вопросов вызвала (а после января с.г. вызывает ещё больше) одноимённая операция по вывозу из Сирии «соотечественников».
На мой взгляд, политическое будущее Масимова после смены власти в марте 2019 г. вызывало все больше вопросов — взаимную неприязнь президента и представителя КНБ было видно невооружённым взглядом, что, видимо, стало подталкивать его к своей игре.
Думается, что Масимов все эти годы искренне не понимал, почему его не выбрали в преемники.
Надо понимать, что это очень и очень осторожный человек, который не полез бы в эту схему, не заручившись поддержкой определённых кругов не только внутри страны, но и, прежде всего, за её пределами.
Круг его знакомых и деловых партнёров достаточно хорошо известен, чтобы объяснять о какой географии идёт речь.
Свои планы он в какой-то степени обнародовал открыто. Мало кто читал, но многие запомнили название — Карим Масимов. «Следующий властелин мира».
Многих подробностей мы не знаем и, скорее всего, не узнаем, но переворот провалился. Токаев переиграл председателя КНБ и повёл себя совсем не так, как многие (в т.ч. сам Масимов) ожидали.
Впрочем, это набор стандартных проблем любой государственной программы — слишком запутанное планирование, отсутствие чётких целевых индикаторов, неучет человеческих и внешних факторов.
В конце концов, ни одна из реформ Масимова не оказалась хоть сколько-нибудь эффективной. Так случилось и с попыткой госпереворота.
Добавить комментарий
Вторник 02.06.2025 19:31:49
В Шымкенте cо 2 июня поменялись адреса дежурных спецЦОНов...Вторник 28.05.2025 14:35:35
В преддверии Международного дня защиты детей школьникам Шымкента провели экскурсию в ЦОНе...Вторник 15.05.2025 17:51:28
К Международному дню семьи: ...Вторник 14.05.2025 11:34:12
Процесс идентификации личности автоматизирован в спецЦОНах Шымкента...Вторник 30.04.2025 17:59:36
График работы шымкентских ЦОНов и СпецЦОНов в праздничные дни мая....Вторник 28.03.2025 16:25:09
С 1 апреля в Шымкенте меняются адреса дежурных ЦОНов...Вторник 20.03.2025 13:35:34
График работы ЦОНов и спецЦОНов на Наурыз Мейрамы...Вторник 18.03.2025 17:29:00
Наурызнама: сотрудники ЦОНов Шымкента обслуживают посетителей в национальных костюмах...Вторник 17.03.2025 18:55:58
Декада Наурызнама: в поддержку семейных ценностей...Вторник 14.03.2025 11:04:46
Персональный менеджер запущен в спецЦОНах Шымкента...Вторник 07.03.2025 12:21:56
График работы ЦОНов и спецЦОНов Шымкента в праздничные дни марта...Вторник 06.03.2025 10:53:11
В Шымкенте поздравили сотрудников РАГС с профессиональным праздником...Вторник 04.03.2025 12:35:16
Кто освобожден от уплаты госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния...Вторник 28.02.2025 13:14:10
Қазақстандық спорттық ату федерациясы Араб спорттық ату федерациясымен табысты келіссөздер өткізді!...Вторник 28.02.2025 11:15:03
С 1 марта в Шымкенте меняется адрес дежурного спецЦОНа...Вторник 22.02.2025 18:08:33
СБОРНАЯ КОМАНДА КАЗАХСТАНА ПО ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ ЗАВОЕВАЛА 25 МЕДАЛЕЙ КУБКА АЗИИ В ТАЙЛАНДЕ...Вторник 19.02.2025 10:46:33
Как шымкентцы чаще всего называют cвоих детей...Вторник 17.02.2025 14:02:07
Рекорд в Едином контакт-центре: 120 тысяч обработанных запросов в день...Вторник 10.02.2025 11:17:44
В ЦОНах и спецЦОНах казахстанцам оказано более 23 миллионов государственных услуг...Вторник 03.02.2025 22:03:10
ҚЫЗМЕТ АЛУШЫНЫҢ ҚҰҚЫҒЫ НАЗАРДА...