Приехали с образованием, куда дальше и что делать (Часть 5)

… Излюбленным патриотическим чувством у националистов постоянно является вопрос об отсутствии в Казахстане в период СССР школ на казахском языке. Конечно, они правы в этом вопросе, но только отчасти. Если брать советские республики Прибалтики, Армению, Грузию, западную Украину, то в бытность СССР своих национальных школ у этих республик было достаточно, и никто им в этом не препятствовал. Так что кивать на советское образование или руководство СССР, наверное будет всё-таки неправильно. Отсутствие школ на казахском языке в КазССР — это наша собственная внутриказахстанская недоработка.

Теперь о казахстанском школьном образовании, которое по утверждению М. Боранбай по сравнению с советским образованием последние 6-7 лет стало лучше, благодаря чему казахстанские школьники стали более грамотные, чем их сверстники в советское время. Для того, чтобы досконально понять уровень образования казахстанских школьников, достаточно изучить исследования PISA, которое по всему миру проводится с 2000 года по трем дисциплинам: грамотности чтения, математике и естествознанию. Исследования проводят консорциумом из международных научных организаций и национальных центров. Выборка учащихся каждой страны формируется на основе вероятностно-пропорционального метода, то есть это средний показатель всех школ – больших и маленьких, городских и сельских, частных и коммерческих.
Казахстан участвует в данном международном тестировании с 2009 года. Так вот результаты указанного исследования не просто не радовали, а приводили в полное негодование. В 2009 году наши 15-летние школьники заняли 69-е место из 77. В тестировании приняли участие 5590 учеников из 200 образовательных заведений всех регионов страны. В целом было охвачено тестированием 184 общеобразовательные школы, 16 профессиональных школ и колледжей, что составило 3 194 учащихся с казахским языком обучения, 2 396 – с русским. И так почти каждый год. И вот в этом году, заместитель премьер-министра страны Ералы Тугжанов сообщил о том, что нужно принимать меры по улучшению ситуации в образовании Казахстана. Причина — наши школьники вообще заняли последнее место!!!

И вот какие выводы мы имеем по казахстанским школьникам: «Доля функционально неграмотных, выходящих из образовательной системы (Казахстана), остается высокой, около 58%. Доля учащихся, не приобретающих основные знания, остается большой, около 55%, во всех трех дисциплинах исследований PISA». «… почти 59% казахстанских учащихся в возрасте 15 лет не читают на уровне анализа и понимания прочтенного. … согласно шкале ОЭСР, они рассматриваются как «функционально неграмотные». Большая доля учащихся не использует минимальный объем знаний в математике и естествознании. Более тревожным является тот факт, что учащихся с высокими баллами на уровне грамотности пять и шесть в Казахстане почти не существует, по чтению (0,4 процента), по математике (0,6 процента) и по естествознанию (0,2 процента). Такая нехватка одаренных учащихся является проблемой для создания в стране вузов мирового класса и гарантии качества исследований, качества преподавания…».
Результат такого развала школьного образования в Казахстане стал возможен прежде всего из-за того, что профессия педагога в школе на протяжении последних 25 лет практически была низкооплачиваемой, непрестижной, крайне неудачные реформы в системе школьного образования и как следствие нивелирование истинной ценности школьных отметок.
На фоне такого удручающего положения в системе образования утверждение господина М.Боранбай, что провал казахстанского образования вызывает радость и злорадство у так называемых «ваты» и «совков» является скорее клеветой, чем соответствует действительности. Хотя бы только потому что дети той же самой «ваты» учатся и будут учиться в наших казахстанских школах. И их не могут радовать нулевые результаты в получении образования своих собственных детей, внуков.
Поэтому необходимо прекратить все оскорбления и понять, что когда в стране больше половины школьников признаются функционально неграмотными, это очень большая общая проблема, над которой надо думать и найти пути исправления совместными усилиями не только одной школы, но и всего общества, руководителями всех уровней, политиками, общественными деятелями, и конечно родителями, которые зачастую воспитание и обучение своих детей безосновательно перекладывают только на школу, забывая о личной ответственности.

1 комментария в “Приехали с образованием, куда дальше и что делать (Часть 5)

  1. Печально… да в таких результатах уже ни при чем советское образование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

salem-shym.kz