salem-shym.kz

Казахизация против русификации или куда нас может привести нацпатриотизм

         Продолжение часть -2я. Часть 1я в разделе «Мнения»

Бахытжан Копбаев родился в 1970 году, в г.Текели, Талдыкурганской области, в семье военного. Первые восемь классов учился в г.Кызылорде. В 1987 году окончил СШ№28 им В.В. Куйбышева Бугунского района Чимкентской области. В 1988г. был призван в ряды Советской Армии. Служил в Туркменской ССР. Демобилизовался в 1990 году в звании сержанта ВС СА и был награжден медалью «За отличие в воинской службе».

Окончил несколько учебных заведений, изучал разные сферы деятельности. В 1991 году поступил в Алма-Атинский учетно-кредитный техникум Национального Госбанка Республики Казахстан, по специальности «Банковское дело», который окончил в 1993 году. Окончил экономический факультет ТарГУ им. Дулати. Также имеет диплом Казахстанского инженерно-педагогического университета Дружбы народов. В этом же вузе окончил с отличием магистратуру.

Работал в Сбербанке ОСБ Шымкента с последующей службой в налоговой инспекции.

С 2001 года занимается частной предпринимательской деятельностью.

Женат, имеет пятерых детей. Кредо семьи: «Честность и справедливость. Честь и совесть дороже денег». В подходе к воспитанию детей опирается на методики из советской педагогики.

В своем интервью данное изданию «Любимый город» не скрывал, что во время службы в налоговой инспекции находился во всех коррупционных схемах данной организации, брал взятки, часть отдавал руководству.

Однако на определенном этапе своей жизни все переосмыслил и стал не просто  читать пятикратный намаз и соблюдать другие обязанности мусульманина, но и все свои дела и мысли, стал притворять в жизнь согласно догмам ислама. В связи с этим понял, что дальше работать в системе государственных органов не сможет, из-за высокой степени коррупции. Поэтому уволился из налоговой инспекции и стал заниматься бизнесом.

Помимо организации собственного бизнеса создал и активно продвигает несколько общественных организаций по борьбе с коррупцией. На этом поприще имеет определенные успехи. Лично сам участвует в судебных делах по защите интересов людей, пострадавших от системы, и все эти дела ведутся без взяток. «В этой борьбе с коррупцией  обрел много друзей и сторонников, желающих жить в другой стране, в стране, свободной от коррупции, кумовства и несправедливости» — дословно из интервью изданию «Любимый город».

Основой взглядов на его жизнь является ислам, в связи с чем он крайне отрицательно относится делению людей по национальному,  этническому или расовому признаку. В связи с чем, стал активно также заниматься общественной деятельностью, как  лидер движения интернационалистов Казахстана.

Как историк-тюрколог, самым тщательным образом изучает спорные вопросы по истории Казахстана. Решительно против того, что при написании истории Казахстана, многие пытаются внедрить полную казахизацию прошлого, при этом принижают, а то и вовсе искажают советскую часть истории нашей страны.

По убеждению Копбаева Б. каждый исторический период Казахстана необходимо знать не с точки зрения ура патриотизма, а науки и как это было на самом деле.

Из интервью Копбаева Бахытжана изданию Zonakz (дословно)

Журналист — «Вас на одном из форумов назвали манкуртом. Вы с этим согласны?»

Копбаев Б.«Да, меня часто ультраправые нацисты называют манкуртом, не понимая смысла этого слова. Это когда человек теряет связь со своей историей. Потерял ли я связь со своей историей? Нет. Я правоверный мусульманин, говорю на казахском литературном языке, соблюдаю все обычаи и традиции казахского народа. Я принимаю и ценю нашу историю, с момента основания и по сей день. Но следует помнить, что история современного Казахстана не может быть отделена от истории СССР. Не понимая этих элементарных вещей, такие люди обвиняют меня в манкуртизме, являясь ими сами.

         Во время интервью другим изданиям я всегда говорил, что ценю свою историю, историю Советского Союза, помню все хорошее и был воспитан в духе интернационализма. Я знаю множество языков (в основном тюркских), что очень помогло мне при изучении истории. А чем больше я углублялся в исторические дебри, тем больше осознавал, что лишь в интернационализме была сила всех наших достижений. Советский период доказал это еще ярче. Я, как этнический казах, хотел бы, чтобы достижения моих предков были сохранены в истории.

         Но что мы наблюдаем даже в развитых странах? Этнические принадлежности стерты и ассимилированы. Например, в Америке, где проживает более 300 миллионов человек и все говорят на английском, практически исчезли коренные жители – индейцы. 60 миллионов немцев, 45 миллионов шотландцев и 40 миллионов ирландцев забыли свой родной язык, свою культуру и говорят только на англосакском. И я не хочу, чтобы такое же произошло в Казахстане.

         Во времена СССР именно Владимир Ильич Ленин приложил максимум усилий, чтобы каждый народ имел свою автономию и помнил свой язык, свою историю. Он подчеркнул важность каждого народа, чтобы никто не растворился. Ведь, не зная своей нации, своего языка, можно было легко потеряться и ассимилироваться.

         Я стал яро заявлять о своем интернационализме, когда граждане нашей страны начали сталкиваться с нападками по национальному признаку. И считаю, что это исходит от агентов украинского государства. Получается, им Украина ближе, чем инакомыслящий казахстанец?.. И они этим хвастаются. А раньше это было позорно: казахстанец стучит на своего же соотечественника в другом посольстве.

         Вот вы можете себе представить, чтобы я встал и спел гимн России? Чисто гипотетически. Как минимум, меня назовут больным! А как максимум, меня закидают. И как тогда понять лидеров наших националистов, которые под чью-то диктовку поют «Ще не вмерла Україна» и выставляют это на всеобщее обозрение? Считаю это предательством и изменой. А эти люди называют себя националистами – защитниками казахстанских национальных интересов. Может быть, наши интересы и наши ценности изменились? Я этого не понимаю. Да, многие обвиняют меня в том, что я русофил. Да, я люблю русский народ. Может быть, я и русофил, но я такой же казахофил, узбекофил, уйгурофил – можно перечислять без конца.

         Группы так называемых националистов я на самом деле считаю продажными провокаторами. Но не понимаю тех казахов, кто открыто поддерживает эту «пятую колонну» Украины внутри нашей страны. Их целью является не поднятие наших интересов, их цель – это русофобия. Когда возникла проблема Акжаркын Турлыбай в Китае, националисты сказали: «Это внутренняя проблема Китая».

         И, знаете, я был очень зол, когда один из казахских узоров они назвали свастикой. Это ведь уже сумасшествие. А один из их сподвижников и вовсе написал: «Я пошёл читать свой Коран» — и сфотографировал «Mein Kampf». Сам я, правоверный мусульманин, считаю это оскорблением всех мусульман, когда нацистскую книгу они назвали Кораном. И таких провокационных действий очень много. Поэтому считаю, что на данном этапе движение с подчеркнуто интернационалистическим направлением очень необходимо.

         Некоторые считают так: если мы любим Советский Союз, то мы – ватники. А один из них так и написал: «Ватников нужно истреблять». Да, называй меня ватником. Приходи. Ты получишь отпор.

         Сегодня мы, интернационалисты, собрались, чтобы защитить себя. Мы не хотим повторения того беспредела, что был в Германии в 1930-х годах. Если многие молчат, это еще не значит, что они согласны с националистами. Мы предоставили органам список из 150 имен и сказали, что эти люди могут посеять рознь, агитируют и ущемляют других. Конечно, государство не хочет столкновений националистов и интернационалистов. И в таком случае КНБ нужно открыть глаза и начинать работу. А руководителям внутренней политики надо яснее смотреть на реальные картины, не рисуя в голове каких-то вымышленных цифр.»

          Сразу же хотелось бы подчеркнуть, что у русского мира в Казахстане проблемы начались из за деятелей русского мира СССР -России, таких как Горбачев М.С. и Ельцин Б.Н., которые своими действиями похоронили СССР. И в 1996 году, народ России выбрав повторно своим президентом Ельцина Б.Н., фактически признал Беловежское соглашение, поставившим точку в истории СССР, при том, что на референдуме 1989 года, жители республик Центральной Азии более 90% голосов высказались за сохранение СССР. И поэтому сегодня все представители стран ЦА, вполне могут теперь заявить Россиянам, что это вы нас предали.

Казахскому народу и при СССР и после его развала, национализм, как открытая форма, никогда не был присущ. Он стал формироваться уже после 2000х, как ответная реакция на таких Российских деятелей, как Жириновский В.Ф., Солженицын А.И., Лимонов Э.В..   И активизировался в социальных сетях уже после того, как Крым отошел России, а Донбас и Луганск вышли из-под контроля Киева.

Боранбай Смагул в одном из своих интервью подчеркивал, что национализм и русофобство в нем развилось после того, как некоторые граждане Казахстана, на волне русского патриотизма за Крым, Донбас и Луганск, стали призывать к отделению Северных территорий Казахстана к России.

Да, сегодня каждый казах хочет, что бы казахский язык в Казахстане также играл основную роль в обществе, как и французский во Франции, английский в Великобритании, русский в России. Да и у остальных граждан Казахстана если спросить, хотели бы они владеть казахским также, как и своим языком, думается, что все ответили бы да. Но наш язык, это не конструктор «лего» , который можно быстро собрать.  Казахский язык имеет и свою непростую  грамматику, и фонетику, и при этом еще, и глубокую философию. Ведь если напрямую технически переводить на русский язык казахские изречения,  сразу же получится словесный абсурд. И такое выражение как — владею со словарем, к казахскому языку зачастую неприменимо. Попробуйте любому не владеющему казахским дать словарь и попросить перевести «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама» и вам многое станет ясно. Потому что, пусть это будет самый удачный казахско-русский словарь, перевести это выражение, как, «Годы великого бедствия», не получится. Что бы понимать философию казахского языка, надо начинать осмысливать его с детского сада. И государством эта задача на данном этапе,   уже практически выполнена. У нас в Шымкенте, уже каждый, кто имеет желание, может отдать своего ребенка в казахский садик, и таких родителей не казахов не просто много, а уже очень много.

Что произойдет если все сразу перевести на казахский язык и образование, и делопроизводство, и средства массовой информации. Не надо быть сильным аналитиком, чтобы предугадать, что масса народу разных национальностей просто будут вынуждены уехать. А среди них и будущие Головкины, Баландины, Винокуровы, Жировы, Рыпаковы, Шишигины, т.е. те, кто могут защищать спортивные интересы Казахстана. Уедут также и просто те, кто может работать и платить налоги, да и просто друзья, и родственники. Каждая страна сильна, прежде всего своим народом. Казахстан, в своей истории уже много раз терял свое народонаселение — во время джунгарского нашествия и гражданской войны 1918-1920г.г., в период голода 20х годов, затем откочевка целых аулов из-за коллективизации, голода 30х годов, во время великой отечественной войны, после 1991 года. Историю надо знать, чтобы вновь не повторять ошибок, и поэтому, исходя из всех этих событий, думается создавать условия, чтобы Родину вынуждена будет покинуть еще, масса народу, будет  непростительно.

А что до того, когда казахский язык займет такое же положение в Казахстане, как например русский язык в России, ответить однозначно сложно. Уйгуры в Китае составляют 1% от всего населения КНР и находятся в составе Китая уже несколько сот лет. И только теперь, власти поднебесной, своими действиями пытаются обучить уйгур китайскому языку.

Не думаю, что у нас будет Китайский путь, но Казахстан в составе Российской империи, а потом и СССР, в общей сложности находился около 300 лет. И по закону маятника, в обратную сторону должно уйти  примерно столько же времени. Да конечно, сейчас время быстрых технологий, но по любому, чтобы с соблюдением Имана, процесс казахизации Казахстана займет время нескольких поколений, а это минимум лет 100.

А что касается засилья русского языка в казахстанском  обществе, то это наши реалии, и бороться против этого, нет никакого смысла. Все наши казахские ученные мыслители — Ш.Уалиханов, А.Кунанбаев, И.Алтынсарин, все представители партии «Алаш» и другие, все прошли через русское образование, все являлись сторонниками передовых русских идей, русской мысли. И то, что русский язык стал частью нашей культуры, частью нашего менталитета, частью нашего мышления, это уже свершившийся факт. И пытаться исключить это из обихода, все равно, что вырезать здоровый орган из тела.

Те же, кто хочет изучить  «Конфуция», ознакомиться с древнегреческой культурой по книге «Мифы и легенды древней Греции», прочесть стихи Омар Хайама и много другое, как минимум должны знать русский язык. К великому позору казахского патриотизма,  за почти 30 лет суверенитета, шедевров мировой литературы на казахском языке так, и не появилось.

Сам казахский националист Маргулан Боранбай в целом человек образованный, прекрасно понимает и оценивает реалии сегодняшнего дня, и как сам сообщал в интервью, самый близкий его друг, представитель русской национальности. И поэтому думать, что он будет преднамеренно разжигать конфликты, было бы заблуждением. Однако исследование его сайта показывает, что  число подписчиков у него составляет около 12000 человек. Националистические выступления Боранбая С. в комментариях собирают огромное количество высказываний и не просто в оскорбительных, а националистически оскорбительных выражениях, и  начинаешь задумываться, откуда может быть у людей столько ненависти. В принципе 12000 на политическом поле, цифра ничтожно малая, но чтобы как говориться испортить оперативную обстановку, достаточно огромная. Как заявляли правоохранительные органы, в Кордайских событиях, число нападавших составляло несколько сот человек.

И поэтому властям Казахстана, в вопросе национального экстремизма необходимо действовать жестко и без оглядки, независимо это русский сепаратист, призывающий к отделению территорий от Казахстана, или казахский националист,  с камнями и бутылками с зажигательной смесью угрожающий, чьим то домам и семьям.

А будем заигрывать с националистами, тогда проиграем все, ибо поджечь Казахстан изнутри, также как и Украину, извне, желающие есть.

4 комментария в “Казахизация против русификации или куда нас может привести нацпатриотизм

  1. Согласен со всем изложенным ,таких людей я и считаю патриотами своей Родины

  2. Национализм до добра не доведет. Все мы создания Аллаха. Просто разные да, но по сути одинаковые две руки две ноги голова. Мне совсем не нравиться проявление рассового фанатизма. Мне не нравиться когда люди хотят превосходить других. Я многовстречала за свою жизнь шовинистов из казахов и из русских их всех об»единяет одно гордыня и спесь. Один из больших если не из самых важных грехов человека. Все народы великие все истории этих народов стоят того чтобы о них помнили потомки.

    1. Все верно написано. Ура-патриотов отличает узость мышления, низкая культура общения, игра на чувствах малообразованной части населения. И я согласен с авторами, многими «нацпатриотами» движет отнюдь не любовь к родине и казахам, а попытка самоутверждения, приобретение политических дивидендов или отработка заказа третьих сторон.
      Национализм должен развиваться искоючительно как сохранение нашей самобытной культуры, нашего богатого языка, неприкосновенность наших границ. И все. Во всем остальном действительно важно быть интернационалистами.
      Нам важно сфокусироваться на собственном образовании, личностном развитии, укреплении института семьи, а не тратить энергию на доказывание своего величия и разжигание межнац.конфликтов. Шовинисты всегда были и будут. Главное не сбиваться с фокуса. Собаки лают, а караван идет.

  3. Копаев грамотный и думающий человек. Уже не раз сталкивался с его высказываниями и интервью на медийном пространстве. И всегда его позиция, как интернационалиста и гуманиста, вызывает только положительные эмоции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

web-студия BarVanet