«Карлуки»

История Казахстана с древнейших времен.

Уважаемые читатели сайта «Салем Шымкент», преподаватели кафедры «История Казахстана» Южно-Казахстанского университета имени М.Ауэзова, продолжая публикацию краткого обзора курса истории Казахстана на страницах нашего сайта, в сегодняшнем разделе предлагают ознакомиться с одним из ярких периодов нашей истории, связанный с карлуками.

Часть 5

«Карлуки».     

 

Заметный след в этногенезе казахов оставили карлуки — одно из исконных племен, обитавших в Семиречье, Тарбагатае и на берегах Верхнего Иртыша. Первое упоминание о карлуках мы встречаем в орхонской надписи и у Сюань-Цзяна (первая четверть VII в.). По арабским источникам верховный правитель карлуков назывался джабгуй, в орхонских надписях — ябагу. Племенное название ябагу встречается у Гардизи, жившего в 11 в. Он приводит традиционную для Востока легенду о происхождении карлуков. Это история мальчика, единственно уцелевшего представителя племени, истребленного врагом. По легенде маленький карлук, прикрытый двумя кусками войлока жабагу (отчего происходит название ябагу) был найден в местности с суровым климатом. Слово ябагу в форме жабагы сохранилось в казахском языке до наших дней, так называется шерсть барана, выстриженная весной. По качеству она напоминает тонкий войлок с одной стороны с ворсом, другая сторона его гладкая.  Ребенок, завернутый в жабагы, защищен от холода. Жабагы, как надежный защитник младенца, почитаем в народе. Сложилось представление, что ребенок, выросший в жабагы, становится неуязвимым.  Огуз-наме повествует о том, что карлуки были ветвью племени огузов. Из китайских источников следует, что карлуки произошли из династийного рода западных тюрков. По Махмуду Кашгари карлуки и огузы образовали этнос туркмен.

По легендам родоначальницей карлуков была Елик (лань). В середине VII в. карлуки занимали огромное пространство на юго-запад от Алтайских гор: берега Черного Иртыша, районы вокруг гор Тарбагатая, Чингизского хребта и Джунгарского Алатау до рр. Чу и Талас.

В составе восточных карлуков, обитавших на Кара-Иртыше, в VII в. были племена мэу-ло, джисы и ташлы. Вместе с ними на Кара-Иртыше обитало родственное им огузское племя чеби (чебни), в казахском произношении жеменей (джебеней). Впоследствии карлуки переселились на юг, в Семиречье.

После падения Западно-Тюркского каганата карлуки в 756 г., выступили против уйгур и объединили под своей властью все семиреченские племена — потомков древних гуннов, усуней и канглы, входивших в состав «он ок» и принимавших участие в образовании Западно-Тюркского каганата, десять племен Дулу и Нушиби — по китайским источникам, «он ок» — по орхонским надписям. С этого времени до монгольского нашествия главенство в Семиречье и Южном Казахстане принадлежало карлукам.

В 766 году карлуки образовали в Семиречье Карлукское государство. Источники свидетельствуют, что семиреченские племена «он ок» в VІІІ-ІХ вв. составляли основные силы Карлукского государства. Политическим и культурным центром Карлукского государства в VІІІ-ІХ вв. был город Суяб, в прошлом столица Западно-Тюркского каганата. Суяб, находившийся в Чуйской долине, был окружен много­численными поселениями. Карлукские и чигильские беки жили в крепостях и укрепленных поселениях в долинах рр. Чу, Талас, Арысь. Города Мерке, Кулан, Талас, Сайрам, Баласагун, Тонг, Койлык, Ашпара, Субаникент и др. принадлежали карлукам.

По сведениям из Худуд аль-Алема, владения карлуков на востоке доходили до Тибета и области тогуз-огузов, на юге граничили с Мавераннахром, на западе — с областью гузов огузов. На севере владения карлуков простирались до Тарбагатая, Чингизских и Каркаралинских гор. В этих районах встречаются каменные изваяния карлуков.

Карлуки занимались скотоводством, земледелием, садоводством, разведением люцерны. В раннем средневековье в долинах рр. Чу, Талас, Арысь процветало орошаемое земледелие с густой сетью ирригационных каналов. В поселениях ремесленники занимались гончарным и металлическим производством, о чем свидетельствуют многочисленные гончарные и металлические предметы, обнаруженные археологами. Эпос «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» — результат совместного творчества кипчаков и карлуков, главные герои которого Сарыбай-кипчак и Карабай-карлук. Каменная башня «дынг» на реке Аягуз, где по народным преданиям лежат останки влюбленных кипчака Козы-Корпеша и дочери карлукского хана Карабая Баян-Сулу была построена карлуками. В пользу этого свидетельствуют каменные изваяния внутри башни, выполненные в традиции карлуков.

Название государства происходит от имени выходца из среды чигилей арслана Карахана — верховного кагана караханидов со столицей в Баласагуне и летней резиденцией недалеко от Баласагуна в Куз-Орде. Соправитель кагана носил титул Буграхан с резиденциями в Таразе, Кашгаре и Узкенте на р. Нарын, в верховьях Сырдарьи. В случае смерти Верховного кагана его место наследовал Буграхан таласский. Буграханы часто были выходцами из среды семиреченских канглы и найманов, существовало даже племя бугра-найман. Источники свидетельствуют о том, что карлуки, являясь носителями городской культуры и государственной организацией типа классического феодализма, первыми из тюркских племен одновременно с огузами восприняли мусульманскую культуру и приняли в VIII в. ислам.

Господство карлуков в Семиречье и Южном Казахстане продолжалось около пятисот лет вплоть до монгольского завоевания, Последний хан восточных карлуков Арслан в Койлыке принял подданство монголам. Племя карлуков сохранилось в Старшем жузе. Шекты (чигили, чекты) сохранились в составе племени аргын — жогаргы-шекты и томенги-шекты, а также в племени алшын. Шекты встречаются среди башкиров, каракалпаков, они считают себя потомками усуня Майкы бия.

Каменные изваяния в горах Бегазы, Абралы несут на себе следы и кипчакской, и карлукской традиций. Из китайских хроник известно о распространении кочевий карлуков от верховьев Иртыша до Чингизтау и Каркаралинских гор. Древнее название Каркаралинских гор «Казылык», термин, являющийся одним из вариантов этнонима племени карлуков. В казахских исторических преданиях Каркаралинские горы называются «Казылык-тау», по некоторым источникам слово «казылык» — синоним слова «карлук». Это дает основание каменные изваяния в горах Тарбагатая, Чингизтау, Абралы определять предметами культуры карлуков.

Таким образом, дошедшие до нас эпические сказания свидетельствуют о том, что наряду с усунями, кипчаками, канглы племя карлуков было одним из основных составляющих компонентов в процессе образования казахского народа.

 

Косанбаев С.К.

к.и.н., доцент ЮКУ

кафедры «История Казахстана»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

salem-shym.kz