Диспут двух мусульман о Предопределении или простит ли Аллах Абу Ляхаба.

Как-то раз, после просмотра видеоролика о шахидах и террористах между двумя мусульманами — Радиком и Ерланом, произошел диспут — о мусульманах, совершивших террористические акты.

Радик выразил мнение, что мусульман, совершивших теракты ради веры в Аллаха, надо признать заблудшими в Исламе, но никак не относить к категории преступников. И вот почему он так считает, Радик ответил двумя постулатами Ислама: «Даже заноза не войдет в тело человека без воли Аллаха» и «Законом Предопределения» (Вера в абсолютное знание Аллаха во всем, что есть и чего нет (не существует). Вера в то, что Аллах обладает этим знанием извечно. Вера в записи в Хранимой Скрижали судеб, в которой записано все, что произойдет до Судного дня. Запись была сделана до сотворения земли и неба. Вера в то, что происходящее – воля Аллаха, а то, что Господу не угодно, не может произойти. Вера в то, что Аллах — создатель всего сущего. Все действия живых существ (плохие и хорошие) также были предопределены).

Тогда Ерлан привел свои доводы о Абу Ляхабе и его супруге, которые прокляты в Коране.

Для читателей сайта кто не знает, кто такой Абу Ляхаб  —  Абд аль-Узза ибн Абд аль-Муталлиб аль-Кураши, дядя пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и один из ярых его противников. Имя Абу Ляхаб (отец огня, обитатель ада) было дано ему в соответствии с аятами суры в Коране «Аль-Масад».

Итак, Абу Ляхаб и его супруга прокляты в Коране:

  1. Да пропадут обе руки Абу Ляхаба, и сам он уже пропал!
  2. Не поможет ему (в День Суда) накопленное им имущество и то, что он приобрёл.
  3. Будет он гореть в огне с пламенем.
  4. и жена его (тоже) – носильщица дров,
  5. на шее у нее веревка из пальмовых волокон.

Согласно исламским историческим данным, первоначально отношения между Абу Ляхабом и пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) были хорошими. Его сыновья были женаты на дочерях пророка  (мир ему и благословение).

Предысторией, послужившей причиной ниспослания суры «Аль-Масад» относительно Абу Ляхаба и его жены, стало предостережение пророка  (мир ему и благословение), которое он сделал на горе ас-Сафао, о суровом наказании тем, кто не уверует в единого Бога и в него, как посланника Бога. Источники приводят разные версии слов реакции Абу Ляхаба на данное выступление пророка Мухаммада  (мир ему и благословение). Согласно одной из них, Абу Ляхаб сказал: «Чтобы тебе было пусто весь этот день! И ради этого ты нас собрал». По другой версии он произнёс слова: «Пропади ты пропадом на всю оставшуюся жизнь! Неужели ты собрал всех нас ради этого?». После этого было ниспослано вышеуказанное откровение.

Ненависть Абу Ляхаба к пророку  (мир ему и благословение) со временем настолько возросла, что он заставил своих сыновей развестись со своими жёнами, чтобы осложнить по­ло­же­ние Мухаммада  (мир ему и благословение).

Абу Ляхаб хотя из-за болезни и не принимал участия в походе против мусульман, но он выделил большие средства на оснащение и укомплектование армии курайшитов. Скончался он через несколько дней после того, как известие о поражении от мусульман достигло Мекки.

Враг ислама, ненавидивший своего родного племянника — пророка Мухаммада (мир ему и благословение), умер мучительной смертью, явившейся наказанием Аллаха за гнусное и нечестивое противоборство исламу. Тело его покрылось нарывами, и он гнил заживо, всеми покинутый и брошенный. Родственники считали, что у него чума, и боялись подходить к нему. После смерти он несколько дней оставался непогребенным, и только общее возмущение заставило его сыновей позаботиться о похоронах. Тело Абу Ляхаба неомытое и неоплаканное отнесли за город и кое-как забросали землей и камнями. Сыновья даже не выкопали ему могилу. Позорное поведение сыновей как бы увенчало богомерзкую жизнь Абу Ляхаба.

Его жена Умм Джамиль бинт Харб также причиняла Пророку  (мир ему и благословение) горькие страдания и помогала своему мужу. Она изо всех сил старалась причинить ему вред, рас­про­стра­няла клевету в адрес пророка Мухаммада  (мир ему и благословение). Сообщается, например, что Умм Джамиль при­но­си­ла колючки и рассыпала их на пути Пророка  (мир ему и благословение). По мнению некоторых толкователей Ко­ра­на, Умм Джамиль в аду будет нести бремя своих грехов, подобно тому, как люди носят на спине связку дров, повесив для этого на шею веревку из пальмовых во­ло­кон. По другой версии, она бу­дет собирать дрова для своего мужа, привязав их к своей шее веревкой из пальмовых во­ло­кон. Источники сообщают о бурной реакции жены Абу Ляхаба после того как она услышала, что про­рок Мухаммад  (мир ему и благословение), как она выражалась, «высмеивал» её в «стихах», под которыми под­ра­зу­ме­ваются аяты Корана.

Такова исламская трактовка в отношении Абу Ляхаба и его супруги, которая для мусульман является истиной, не подвергающаяся никакому сомнению.

Абу Ляхаб единственный из врагов пророка Мухаммада  (мир ему и благословение) имя которого упоминается в Коране, что само по себе всё-таки не совсем справедливо.

Куда более представляли опасность для посланника Бога и в общем для Ислама, лжепророки с точки зрения мусульман или оппоненты с точки зрения естествознания — Маслама, Асвад и Саджах, все проповедники единобожия, при этом Маслама и Асвад проповедовали Бога Рахмана, с именем которого мусульмане начинают любую молитву — Бисмилляхир Рахманир Рахим (Во имя Аллаха Милостливого и Милосердного). Все они погибли в борьбе с защитниками Ислама, но никто из них не был проклят в Коране.

Среди курайшитов (род к которому принадлежали и Пророк  (мир ему и благословение), и Абу Ляхаб) были и другие сородичи, которые активно выступали против Мухаммада  (мир ему и благословение). Достаточно взглянуть на войско, которое участвовало против мусульман в битве при Бадре. Почти все оно состояло из курайшитов и на их деньги.

Поэт Абу Лафак и поэтесса Асма, высмеивавшие в своих стихах пророка  (мир ему и благословение) и убитые ярыми сторонниками Мухаммада (мир ему и благословение), также никак не задеты в Коране.

Если задуматься о грехах Абу Ляхаба и его супруги, то многое можно поставить под сомнение.

Во-первых, трудно представить, чтобы в патриархальном арабском обществе женщина, в данном случае супруга Абу Ляхаба, могла клеветать на близкого родственника мужа, даже если между ними была конфликтная ситуация. А уж тем более бросать под ноги родственника мужа колючки. В такой ситуации любая замужняя женщина прежде всего позорит своего супруга как слабовольного и бесхарактерного, за которого действует жена. При этом также наносится оскорбление всему роду, поскольку их сородича, какой бы он ни был, оскорбляет женщина, которая еще и бросает на его пути колючки. Да и сложно представить какое можно нанести ранение колючками человеку, у которого есть обувь. А супруга Абу Ляхаба, как взрослый человек, очевидно, это прекрасно понимала, и если имела намерение осуществить задуманное, то ей необходимо было бы большое количество крупных колючек. Но в таком случае об эти колючки могли пораниться другие люди, в связи с чем сразу же возник бы конфликт у Абу Ляхаба с пострадавшими. И поэтому, думается, что описание про колючки это больше надуманный факт, чем действительность.

Во-вторых, причиной конфликта между Абу Ляхабом и Мухаммадом  (мир ему и благословение), был отказ пророка  (мир ему и благословение) от языческих богов их предков и отказ Абу Ляхаба признавать новую исламскую религию и Мухаммада  (мир ему и благословение) как посланника Бога. Если мусульманину или любому представителю другой религии сказать, что твоя вера неправильная, а вот эта вера правильная, как минимум начнется спор, а то и произойдет конфликт, способный перейти и в вооруженный конфликт, чему множество фактов. В этой связи напрашивается резонный вопрос -«Почему Абу Ляхаб должен был так просто предать своих богов, в которых много веков до него верили его предки?»  И с этой точки зрения, как человек отстаивавший веру предков, Абу Ляхаб в принципе достоин уважения.

Согласно утверждениям западных ученных Тома Холланда и Патриции Кромб, занимавшихся историей Ислама, проблема в изучении истории ислама в том, что нет доказательств в виде первоисточников, как, например, после Римской империи — документов, монет, памятников и т.д. Вся доказательная база строится на глубоких верованиях мусульман, Корана, а также исторических событиях, переданных устным способом. Такую историю нельзя опровергать, но и нельзя принимать. Так как история, переданная из уст в уста, работает на человеческой памяти – что-то исторический факт, что-то неправда, многое почистили, что-то исказили, обдумали, появились новые функции и события. А если учесть, что самая ранняя биография пророка Мухаммада  (мир ему и благословение) была написана через двести лет после его смерти, а проверочных инструментов нет, то и ко всему описанному в истории Ислама, с точки зрения науки, конечно, надо подходить критически. И, может быть, все указанные события в отношении Абу Ляхаба и его супруги не соответствуют действительности. Есть только сура «Аль-Масад», но и она появилась в результате борьбы Абу Ляхаба за свою веру.

Если же опереться на исламские постулаты о «Занозе, которая не войдет в тело человека без воли Аллаха» и «Законом Предопределения», то к Абу Ляхабу и его жене вообще и претензий не должно быть, так как все их действия были предопределены волей Аллаха.

Этими постулатами также можно с одной стороны оправдать, например, Гитлера со всей его идеологией, да и всех преступников и лицемеров. С другой стороны, обнулить любые заслуги любого праведника, пояснив, что эт о все было предопределено Аллахом.

И, исходя из того, что Ислам — это не закостенелая догма, а живой путь к Богу, а все живое имеет свойство изменяться, понимание и трактование постулатов о — «Занозе, которая не войдет в тело человека без воли Аллаха» и «Законе Предопределения» может быть также подвергнуто изменениям. Конечно, устойчивы и неизменны остаются все посланные Всевышним законы физики, химии, математики, биологии, астрономии, анатомии, медицины и т.д. Предопределены и неизменны — рождение и смерть.

Однако людские грехи списывать на волю Бога, всё-таки неправильно.   Думается, что Аллах, создатель всего на земле и вне ее, создав человека, дал два пути —  праведника и грешника. И каждый человек уже самостоятельно выбирает свой путь. И каждый лично после того, как предстанет перед Всевышним, будет отвечать за свои деяния.

И, читая суру «Аль-Масад», прежде чем осудить Абу Ляхаба и его супругу, нужно подумать о том, что у него, скорее всего, была своя правда, которую он защищал также, как мусульмане защищают Ислам. А простит его с женой Всевышний или нет, узнаем, когда в День Суда все до единого, предстанем перед Аллахом.

2 комментария в “Диспут двух мусульман о Предопределении или простит ли Аллах Абу Ляхаба.

  1. Предопределение глубокая тема. Хорошими знаниями должен человек обладать,чтобы рассуждать на эту тему. Так как я не имею этих знаний я попробую по проще. Обычно предопределению относят серьезные жизненные ситуации. Я считаю любые жизненные ситуации состоят из мелочей поэтому переставив или переиграв по своему усмотрению человек может поменять предопределение лучшую или в худшую сторону. Я думаю на это и рассчитано — на твое поведение. Сама ситуация сохраняется ,но приобретает окрас твоего поведения. Вот так я это понимаю. Это мое видение. Но Аллах лучше знает!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

salem-shym.kz