Как-то раз, после просмотра видеоролика о шахидах и террористах между двумя мусульманами — Радиком и Ерланом, произошел диспут — о мусульманах, совершивших террористические акты.
Радик выразил мнение, что мусульман, совершивших теракты ради веры в Аллаха, надо признать заблудшими в Исламе, но никак не относить к категории преступников. И вот почему он так считает, Радик ответил двумя постулатами Ислама: «Даже заноза не войдет в тело человека без воли Аллаха» и «Законом Предопределения» (Вера в абсолютное знание Аллаха во всем, что есть и чего нет (не существует). Вера в то, что Аллах обладает этим знанием извечно. Вера в записи в Хранимой Скрижали судеб, в которой записано все, что произойдет до Судного дня. Запись была сделана до сотворения земли и неба. Вера в то, что происходящее – воля Аллаха, а то, что Господу не угодно, не может произойти. Вера в то, что Аллах — создатель всего сущего. Все действия живых существ (плохие и хорошие) также были предопределены).
Тогда Ерлан привел свои доводы о Абу Ляхабе и его супруге, которые прокляты в Коране.
Для читателей сайта кто не знает, кто такой Абу Ляхаб — Абд аль-Узза ибн Абд аль-Муталлиб аль-Кураши, дядя пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и один из ярых его противников. Имя Абу Ляхаб (отец огня, обитатель ада) было дано ему в соответствии с аятами суры в Коране «Аль-Масад».
Итак, Абу Ляхаб и его супруга прокляты в Коране:
- Да пропадут обе руки Абу Ляхаба, и сам он уже пропал!
- Не поможет ему (в День Суда) накопленное им имущество и то, что он приобрёл.
- Будет он гореть в огне с пламенем.
- и жена его (тоже) – носильщица дров,
- на шее у нее веревка из пальмовых волокон.
Согласно исламским историческим данным, первоначально отношения между Абу Ляхабом и пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) были хорошими. Его сыновья были женаты на дочерях пророка (мир ему и благословение).
Предысторией, послужившей причиной ниспослания суры «Аль-Масад» относительно Абу Ляхаба и его жены, стало предостережение пророка (мир ему и благословение), которое он сделал на горе ас-Сафао, о суровом наказании тем, кто не уверует в единого Бога и в него, как посланника Бога. Источники приводят разные версии слов реакции Абу Ляхаба на данное выступление пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Согласно одной из них, Абу Ляхаб сказал: «Чтобы тебе было пусто весь этот день! И ради этого ты нас собрал». По другой версии он произнёс слова: «Пропади ты пропадом на всю оставшуюся жизнь! Неужели ты собрал всех нас ради этого?». После этого было ниспослано вышеуказанное откровение.
Ненависть Абу Ляхаба к пророку (мир ему и благословение) со временем настолько возросла, что он заставил своих сыновей развестись со своими жёнами, чтобы осложнить положение Мухаммада (мир ему и благословение).
Абу Ляхаб хотя из-за болезни и не принимал участия в походе против мусульман, но он выделил большие средства на оснащение и укомплектование армии курайшитов. Скончался он через несколько дней после того, как известие о поражении от мусульман достигло Мекки.
Враг ислама, ненавидивший своего родного племянника — пророка Мухаммада (мир ему и благословение), умер мучительной смертью, явившейся наказанием Аллаха за гнусное и нечестивое противоборство исламу. Тело его покрылось нарывами, и он гнил заживо, всеми покинутый и брошенный. Родственники считали, что у него чума, и боялись подходить к нему. После смерти он несколько дней оставался непогребенным, и только общее возмущение заставило его сыновей позаботиться о похоронах. Тело Абу Ляхаба неомытое и неоплаканное отнесли за город и кое-как забросали землей и камнями. Сыновья даже не выкопали ему могилу. Позорное поведение сыновей как бы увенчало богомерзкую жизнь Абу Ляхаба.
Его жена Умм Джамиль бинт Харб также причиняла Пророку (мир ему и благословение) горькие страдания и помогала своему мужу. Она изо всех сил старалась причинить ему вред, распространяла клевету в адрес пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Сообщается, например, что Умм Джамиль приносила колючки и рассыпала их на пути Пророка (мир ему и благословение). По мнению некоторых толкователей Корана, Умм Джамиль в аду будет нести бремя своих грехов, подобно тому, как люди носят на спине связку дров, повесив для этого на шею веревку из пальмовых волокон. По другой версии, она будет собирать дрова для своего мужа, привязав их к своей шее веревкой из пальмовых волокон. Источники сообщают о бурной реакции жены Абу Ляхаба после того как она услышала, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение), как она выражалась, «высмеивал» её в «стихах», под которыми подразумеваются аяты Корана.
Такова исламская трактовка в отношении Абу Ляхаба и его супруги, которая для мусульман является истиной, не подвергающаяся никакому сомнению.
Абу Ляхаб единственный из врагов пророка Мухаммада (мир ему и благословение) имя которого упоминается в Коране, что само по себе всё-таки не совсем справедливо.
Куда более представляли опасность для посланника Бога и в общем для Ислама, лжепророки с точки зрения мусульман или оппоненты с точки зрения естествознания — Маслама, Асвад и Саджах, все проповедники единобожия, при этом Маслама и Асвад проповедовали Бога Рахмана, с именем которого мусульмане начинают любую молитву — Бисмилляхир Рахманир Рахим (Во имя Аллаха Милостливого и Милосердного). Все они погибли в борьбе с защитниками Ислама, но никто из них не был проклят в Коране.
Среди курайшитов (род к которому принадлежали и Пророк (мир ему и благословение), и Абу Ляхаб) были и другие сородичи, которые активно выступали против Мухаммада (мир ему и благословение). Достаточно взглянуть на войско, которое участвовало против мусульман в битве при Бадре. Почти все оно состояло из курайшитов и на их деньги.
Поэт Абу Лафак и поэтесса Асма, высмеивавшие в своих стихах пророка (мир ему и благословение) и убитые ярыми сторонниками Мухаммада (мир ему и благословение), также никак не задеты в Коране.
Если задуматься о грехах Абу Ляхаба и его супруги, то многое можно поставить под сомнение.
Во-первых, трудно представить, чтобы в патриархальном арабском обществе женщина, в данном случае супруга Абу Ляхаба, могла клеветать на близкого родственника мужа, даже если между ними была конфликтная ситуация. А уж тем более бросать под ноги родственника мужа колючки. В такой ситуации любая замужняя женщина прежде всего позорит своего супруга как слабовольного и бесхарактерного, за которого действует жена. При этом также наносится оскорбление всему роду, поскольку их сородича, какой бы он ни был, оскорбляет женщина, которая еще и бросает на его пути колючки. Да и сложно представить какое можно нанести ранение колючками человеку, у которого есть обувь. А супруга Абу Ляхаба, как взрослый человек, очевидно, это прекрасно понимала, и если имела намерение осуществить задуманное, то ей необходимо было бы большое количество крупных колючек. Но в таком случае об эти колючки могли пораниться другие люди, в связи с чем сразу же возник бы конфликт у Абу Ляхаба с пострадавшими. И поэтому, думается, что описание про колючки это больше надуманный факт, чем действительность.
Во-вторых, причиной конфликта между Абу Ляхабом и Мухаммадом (мир ему и благословение), был отказ пророка (мир ему и благословение) от языческих богов их предков и отказ Абу Ляхаба признавать новую исламскую религию и Мухаммада (мир ему и благословение) как посланника Бога. Если мусульманину или любому представителю другой религии сказать, что твоя вера неправильная, а вот эта вера правильная, как минимум начнется спор, а то и произойдет конфликт, способный перейти и в вооруженный конфликт, чему множество фактов. В этой связи напрашивается резонный вопрос -«Почему Абу Ляхаб должен был так просто предать своих богов, в которых много веков до него верили его предки?» И с этой точки зрения, как человек отстаивавший веру предков, Абу Ляхаб в принципе достоин уважения.
Согласно утверждениям западных ученных Тома Холланда и Патриции Кромб, занимавшихся историей Ислама, проблема в изучении истории ислама в том, что нет доказательств в виде первоисточников, как, например, после Римской империи — документов, монет, памятников и т.д. Вся доказательная база строится на глубоких верованиях мусульман, Корана, а также исторических событиях, переданных устным способом. Такую историю нельзя опровергать, но и нельзя принимать. Так как история, переданная из уст в уста, работает на человеческой памяти – что-то исторический факт, что-то неправда, многое почистили, что-то исказили, обдумали, появились новые функции и события. А если учесть, что самая ранняя биография пророка Мухаммада (мир ему и благословение) была написана через двести лет после его смерти, а проверочных инструментов нет, то и ко всему описанному в истории Ислама, с точки зрения науки, конечно, надо подходить критически. И, может быть, все указанные события в отношении Абу Ляхаба и его супруги не соответствуют действительности. Есть только сура «Аль-Масад», но и она появилась в результате борьбы Абу Ляхаба за свою веру.
Если же опереться на исламские постулаты о «Занозе, которая не войдет в тело человека без воли Аллаха» и «Законом Предопределения», то к Абу Ляхабу и его жене вообще и претензий не должно быть, так как все их действия были предопределены волей Аллаха.
Этими постулатами также можно с одной стороны оправдать, например, Гитлера со всей его идеологией, да и всех преступников и лицемеров. С другой стороны, обнулить любые заслуги любого праведника, пояснив, что эт о все было предопределено Аллахом.
И, исходя из того, что Ислам — это не закостенелая догма, а живой путь к Богу, а все живое имеет свойство изменяться, понимание и трактование постулатов о — «Занозе, которая не войдет в тело человека без воли Аллаха» и «Законе Предопределения» может быть также подвергнуто изменениям. Конечно, устойчивы и неизменны остаются все посланные Всевышним законы физики, химии, математики, биологии, астрономии, анатомии, медицины и т.д. Предопределены и неизменны — рождение и смерть.
Однако людские грехи списывать на волю Бога, всё-таки неправильно. Думается, что Аллах, создатель всего на земле и вне ее, создав человека, дал два пути — праведника и грешника. И каждый человек уже самостоятельно выбирает свой путь. И каждый лично после того, как предстанет перед Всевышним, будет отвечать за свои деяния.
И, читая суру «Аль-Масад», прежде чем осудить Абу Ляхаба и его супругу, нужно подумать о том, что у него, скорее всего, была своя правда, которую он защищал также, как мусульмане защищают Ислам. А простит его с женой Всевышний или нет, узнаем, когда в День Суда все до единого, предстанем перед Аллахом.
Предопределение глубокая тема. Хорошими знаниями должен человек обладать,чтобы рассуждать на эту тему. Так как я не имею этих знаний я попробую по проще. Обычно предопределению относят серьезные жизненные ситуации. Я считаю любые жизненные ситуации состоят из мелочей поэтому переставив или переиграв по своему усмотрению человек может поменять предопределение лучшую или в худшую сторону. Я думаю на это и рассчитано — на твое поведение. Сама ситуация сохраняется ,но приобретает окрас твоего поведения. Вот так я это понимаю. Это мое видение. Но Аллах лучше знает!