Виновато ли образование СССР в некачественном образовании суверенного Казахстана.

В первой части данной статьи мы указали, что казахский национал-патриот М.Боранбай, говоря об некачественном и отсталом советском образовании, в качестве примера привел соотношение Нобелевских лауреатов у СССР и западного мира.
Весь мир признает, что США признанный чемпион по количеству обладателей Нобелевских премий. За всю историю вручения премий они получили 336 медалей. Больше всего (94) — за открытия в области физиологии и медицины. Ученые из Великобритании становились обладателями Нобелевки 117 раз, преимущественно за достижения по физиологии и медицине, физике и химии. Интересно, что США стали безусловным лидером по количеству нобелиатов после Второй мировой войны, до этого момента успех сопутствовал европейским странам.
В общем рейтинге Россия (СССР) занимает шестую позицию, на ее долю приходится 25 Нобелевских премий. Между тем 23 обладателя награды были рождены на территории России (СССР) или были российскими (советскими) подданными, но получили премию как представители других стран.
Однако по нашему мнению, сравнение количества лауреатов Нобелевской премии не может быть критерием оценки качества образования или показателем качества образования, и вот почему.
Говоря о нобелевских премиях необходимо знать историю их присуждения и сравнить с экономическим развитием страны лауреата, получившего премию. Так, до 1920 года включительно у США было 5 лауреатов нобелевской премии, с 1921 по 1940 г.г. включительно 15, и уже полное доминирование в лауреатах у США начинается после второй мировой войны. Но явное преимущество в нобелевских лауреатах у США является не их качественное образование, а мощное экономическое состояние, которое Америка приобрела за счет двух мировых войн, тогда как СССР понес самые огромные как людские, так и экономические потери. Пострадали также и все остальные европейские страны, участвовавшие в войне. В виду этого подавляющая часть ученных из Европы, стремясь к лучшей жизни переехало в США. Советский Союз с 1920 года и до середины 50-х годов из-за международной политической ситуации, большой разрухи в экономике, вынужден был в основном сосредотачиваться на восстановлении народного хозяйства исключительно за свой счет, своими людскими и финансовыми средствами.
Такие страны как Канада, Япония или Швеция не имели тех колоссальных военных затрат в ходе холодной войны, как СССР, и поэтому могли направлять свободные средства на науку и образование. При этом Канада и Швеция также, как и США не имели трагических последствий от двух мировых войн. Это же касается и остальных западноевропейских стран.
Однозначно, что у СССР лауреатов было бы значительно больше, если бы не следующие обстоятельства:
1) с 1946 г. все контакты советских ученых с Нобелевским комитетом были прерваны. С этого периода наступила так называемая «холодная война» между капиталистической во главе с США и социалистической во главе с СССР системами. А так как присуждение Нобелевской премии — это прерогатива Западного мира, то конечно же понятно, что в первую очередь рассматривались ученные Западных стран и в первую очередь Лидера Запада — Соединенных Штатов.
2) Нобелевские комитеты растянули сроки оценки открытий и «вызревания» номинаций на десятки лет. Так, например, сорокалетнее опоздание было в случае с П.Л. Капицей, принципиально отказавшегося на вручении нобелевской премии рассказывать о своём открытии, сославшись на то, что это было давно. В числе других советских первооткрывателей не получивших стопроцентно заслуженных нобелевских премий за особо выдающиеся достижения физики можно назвать А.А. Фридмана (1888-1924), открывшего расширение Вселенной; Г.А. Гамова (1904-1968), выдвинувшего теорию горячей Вселенной и ряда других ученных.
3) Неоправданная тотальная система засекречивания в СССР всего и вся. На очень многие научные проекты в СССР был наложен гриф «Секретно», в виду чего и сами ученые были засекречены. Поэтому и их труды увидели свет, когда уже были не так актуальны.
При всем при этом, несмотря на тотальное превосходство США, да и всего Западного мира в количестве лауреатов Нобелевской премии над СССР, в настоящее время, Российская Федерация (правопреемник СССР) в научной мысли по вооружению, космическому производству, атомным электростанциям и ледоколам, в медицинской отрасли, находится на лидирующих позициях в мире. И это все благодаря советскому образованию, которое не только заложило фундамент, но и развило эти отрасли на много лет вперед.

2 комментария в “Виновато ли образование СССР в некачественном образовании суверенного Казахстана.

  1. Действительно, были идеологические огрехи у советского Образования, но это с точки зрения нашего времени, когда мы уже не строим коммунизм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Воскресенье 11.09.2024 17:48:01
ЕЛ МАҚТАНЫШЫ» ЖОБАСЫ...
Воскресенье 10.09.2024 15:21:03
Семейный бум...
salem-shym.kz