ЧАСТЬ 2
Образование в СССР
Анализ первой части данной статьи, дает основание полагать, что господин М. Боранбай, исходя из выводов программы международной оценки взрослых (Programme for the international Assessment of adult competencies, PIAAC), в своих патриотических чувствах, все свалил в единую кучу: политику и образование, социальное состояние общества 90-х годов и реформы в образовании, межнациональный вопрос и межгосударственные отношения.
Во 2 части мы решили кратко изложить свое видение об образовании СССР. Оно не было идеальным, но все по порядку.
Сразу же следует отметить, что благодаря системе образования, СССР с 1960-ых годов вышел на первые строчки в рейтинге самых образованных государств мира. Президент США Дж.Ф. Кеннеди, 4 октября 1957 года в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, сказал: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Страна Советов занимала лидирующее место по востребованности своих людей, чьи знания, опыт и навыки на благо родной страны всегда ценились. Обязательное распределение после института хоть и воспринималось как нежелательное явление, но гарантировало работу и востребованность полученных знаний и навыков. В мае 1959 года доктор Ц.Р.С. (C.R.S. Congressional Research Service — Исследовательская Служба Конгресса США) Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему «Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР». (См. http://statehisto HYPERLINK «http://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/»ry.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/ ):
«Когда Советский Союз был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Урожай советского юга был уничтожен нашествием саранчи, в результате чего отмечался дефицит продовольствия и низкий моральный дух населения. Обороне не способствовало ничего, кроме рационального использования территориальных и климатических условий. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена, и спустя почти 10 лет [1929 год] советские журналы и печатные издания по-прежнему сообщали о том же уровне грамотности. Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории…».
«На протяжении многих лет значительная доля обученных кадров возвращается обратно в систему образования, чтобы подготовить ещё больше специалистов. Преподавание — хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США — 3,5%, в Великобритании 2,5 — 3%)» [заметьте — ни слова о так называемом «голодоморе»]
В советском обществе профессия учителя была достойна уважения. Ежегодно, в педагогические ВУЗы и техникумы был высокий конкурс. К личности учителя в советской школе предъявлялись высокие требования.
Система всеобщего обязательного образования в СССР превосходила системы образования стран Запада по широте тематического спектра и глубине изучения предметов, в особенности — математики, физики, химии и других отраслей естествознания. Однако изучение иностранных языков, за исключением спецклассов в школах и в ВУЗах, где готовили будущих дипломатов или преподавателей иностранных языков, в целом находилось на втором плане.
А вот мнение педагога, отличника образования РК, более четверти века прослужившего на ниве народного просвещения, депутата мажилиса парламента РК И. Смирновой: «В советское время существовала функциональная грамотность, о которой сейчас говорят как о чем-то новом. …. Не только изучались факты и хронология, но и прививалось умение находить и понимать причинно-следственные связи тех или иных событий и тенденций».
Конечно, невозможно отрицать того, что советская система образования, была нацелена на воспитание в школьниках так называемого «строителя коммунизма» и поэтому была очень заидеологизирована. Однако с другой стороны, на практике, советская школа прививала прямо и противоположные навыки, как теперь говорят, компетенции, которые позволяли существовать в обществе, идеологически не завися от него. И пример тому развал СССР в 1991 году, когда в то еще время народ СССР растерялся, но никто особо «волосы на голове себе не рвал».
Поэтому мы говорим о том, что Советское образование было хорошим в том смысле, что оно соответствовало задачам своего времени. Сейчас время совсем другое. Оно требует других методик, другого содержания. И было бы неплохо нам сейчас, при реформировании Казахстанского образования воспринять то лучшее, что было в советской школе, воспитавшей людей, которые вывели СССР в лидеры в освоении космоса, атомной промышленности, вооружении.
К западному же образованию, по нашему убеждению, надо подходить выверено. Так называемые ценности свободного западного общества, очень часто переходят нормы морали традиционного общества, к которому относим себя и мы, все граждане Казахстана. Нам не приемлемо, когда престарелых родителей отдают в дома престарелых и это считается нормой, когда родителей могут лишить родительских прав только за то, что наказал ребенка, где лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, люди с традиционной сексуальной ориентацией чуть ли не должны отдавать честь и т.д.
Поэтому мнение М. Боранбай о том, что казахстанская модель образования должна равняться на западное образование очень спорное.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ