Еще один аутентичный фестиваль, который больше не встречается ни в одном городе Казахстана, – «Саиль Кошкар ата», где жители региона демонстрируют племенных баранов, а ловкие джигиты состязаются в силе и выносливости. Он также проходит ранней весной. К истоку реки Кошкар Ата приходит и стар и млад, чтобы полюбоваться главными героями праздника – породистыми баранами.
Его очень давно праздновали на берегу реки Кошкар ата, где и была заложена основа древнего Шымкента. А смысл «Саиль Кошкар ата» в том, что каждый год весной в жертву приносили барана, моля всевышнего ниспослать им тучные стада овец, о благополучии реки Кошкар ата, семьи, близких и родных. Просили благословения у духов предков, в том числе Святого Кошкар ата.
Местные сторожилы рассказывают, что именно племенной скот является символом плодородия. А потому на Кошкар ате данный праздник проводился издревле с упором именно на культ племенного барана. Задолго до Наурыз мейрамы вдоль Кошкар аты ставят юрты, организовывают всевозможные ярмарки, встречаются скотоводы. Исконно это узбекско-казахский праздник. А потому «Саиль Кошкар ата» можно по праву назвать праздником межнациональной толерантности и дружбы.
А в нынешних реалиях ежегодно в Шымкент племенные хозяйства привозят баранов-производителей, демонстрируя упитанность скота. Кстати, здесь же организаторы учреждают специальные призовые места, проходят состязания по всевозможным национальным видам спорта.
Если так разобраться, больше нигде в мире отцу племенного барана не посвящают отдельно целый праздник. Он, как и Наурыз, был забыт и ушел в забвение в годы красной революции. И лишь в 2016 году его вновь возродили силами самих горожан и местной исполнительной власти. Интересен и тот факт, что Саиль с арабского переводится как «просящий у Всевышнего».