Многие казахстанцы получили социальные выплаты в связи с введением чрезвычайного положения в размере 42500 тенге. Деньги зачисляются на их банковские счета. Имеет ли значение, на какие счета идет зачисление: на специальные счета, предназначенные для зачисления соцвыплат, или на «обычные» текущие счета (в том числе привязанные к банковским картам)? Поговорим об этом и других аспектах зачисления соцвыплат на банковские счета.
Спецсчета: что в них специального?
Для начала разберемся, что представляют собой спецсчета.
Спецсчета — это те же самые текущие счета физических лиц, но со специальным правовым режимом. То есть в отношении них действуют особые правила, скажем, облегченные или улучшенные для клиентов.
Например, если деньги на вашем действующем счете арестованы или к ним предъявлено инкассовое распоряжение судебного исполнителя о взыскании долга, то новый “обычный” текущий счет вы открыть не сможете — закон не позволяет. Но спецсчет для получения соцвыплат и пособий вы открыть вправе, несмотря на аресты и инкассовые распоряжения. В этом первая особенность правового режима спецсчетов.
Еще одна привилегия спецсчетов — отсутствие обязанности банков уведомлять налоговые органы об их открытии физическим лицам, состоящим на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). По общему правилу, об открытии счета физлица-ИП уведомляется налоговый орган. Однако в отношении спецсчетов, открываемых для зачисления соцвыплат и пособий, уведомления в налоговые органы не направляется.
Но самая главная привилегия спецсчетов для соцвыплат и пособий — это иммунитет от арестов и взысканий.
Иммунитет от арестов и взысканий
В чем он проявляется?
Во-первых, не допускается наложение ареста на деньги, находящиеся на таких спецсчетах (п.1 ст. 51 Закона О банках; п. 11 ст.27 Закона О платежах; п.3 ст.62 Закона Об исполнительном производстве).
Во-вторых, не допускается взыскание денег, находящихся на таких спецсчетах, ни по платежным требованиям банков и небанковских организаций, ни по инкассовым распоряжениям судебных исполнителей (ст.741 ГК; п/п.1) п.2 ст. 36 Закона О банках; п.10 ст.27 Закона О платежах; п.2 ст. 58, ст. 98 Закона Об исполнительном производстве).
Как видно, деньги на спецсчете обладают неприкосновенностью. Государство, тем самым, предоставило возможность для получателей соцвыплат и пособий беспрепятственно распоряжаться деньгами, находящимися на спецсчетах.
Таким образом, деньги, находящиеся на вышеуказанных спецсчетах, пользуются иммунитетом от арестов и принудительного взыскания третьих лиц.
Когда иммунитет не работает
Но вот вопрос: как быть с суммами соцвыплат и пособий, поступающими на «обычные» текущие счета? Действуют ли на них те же правила, что описаны выше?
Тут следует отметить нестыковку между некоторыми законодательными актами. Вопрос в том, что является объектом защиты от арестов и взысканий: деньги в виде соцвыплат, пособий и др. (на каких-либо счетах они не находились) или деньги на счетах, предназначенных для зачисления соцвыплат, пособий и др.
Чтобы разобраться, придется углубиться в юридические тонкости.
Закон об исполнительном производстве запрещает обращение взыскания на социальные выплаты и пособия, жилищные выплаты и т.д., не конкретизируя при этом, на каких счетах они находятся (ст. 98). Исходя из этого, вроде как, не допускается взыскание указанных видов поступлений с любых счетов: как с текущих, так и спецсчетов. Если пособие поступит на текущий счет, то взыскать сумму пособия нельзя. Данный подход устанавливает, таким образом, иммунитет собственно сумм пособий и пр., независимо от вида счетов, на которых они находятся.
Однако согласно нормам других законодательных актов правила несколько иные. Гражданский кодекс РК (ст.741), Закон О банках (пп.1) п.2 ст.36, п.1 ст.51), Закон О платежах (п.10 ст.27) устанавливают запрет на обращение взыскания на деньги в виде соцпособий, выплат, жилищных выплат и пр., находящиеся на банковских счетах, предназначенных для зачисления указанных денег. Разница от предыдущего подхода в том, что иммунитет от взысканий распространен именно на те деньги, которые находятся на спецсчетах, и, соответственно, такой иммунитет не распространяется на деньги, находящиеся на других типах счетов. Если пособие будет зачислено на иной счет, кроме спецсчета (например, на текущий), то не исключается списание поступившей суммы по требованиям о принудительном взыскании (инкассового распоряжения, платежного требования).
Противоречие между двумя подходами подлежит разрешению в пользу последнего (то есть в пользу иммунитета денег, находящихся именно на спецсчетах).
Во-первых, нормы Гражданского кодекса в данных отношениях обладают приоритетом в силу нахождения выше в иерархии нормативных правовых актов (п.1 ст.12 Закона “О правовых актах”).
Во-вторых, подход, при котором от взысканий ограждены деньги на спецсчете, удобен с точки зрения правоприменения. И наоборот, затруднительно оградить от арестов и взысканий деньги на иных счетах, кроме специальных. Вычленить деньги, зачисленные в виде пособия, из всей массы денег, находящихся на счете — дело в принципе невозможное. Деньги на счете всегда обезличены. Их правовая природа не позволяет отграничить суммы пособий от сумм других поступлений на банковский счет.
Проиллюстрируем на примере. Допустим, на текущем счете клиента имеется 100 тыс тенге, поступила соцвыплата 42500 тенге, итого на счете 142500 тенге. Клиент двумя операциями снял со счета 30 тыс. и 20 тыс. Теперь на счету остаток 92500 тенге. Затем поступило инкассовое распоряжение о взыскании 200 тыс тенге. Вопрос: подлежит списанию вся сумма на счете (92500) или за минусом суммы полученной ранее соцвыплаты (92500 — 42500 = 50000)?
Казалось бы, ответ очевиден: 92500 тенге, поскольку клиент снял ранее сумму (30 тыс и 20 тыс), включающую в себя соцвыплату.
Однако клиент может заявить, что сняв 30 тыс. и 20 тыс, он распорядился теми деньгами, которые были у него на счете до поступления соцвыплаты (напомним, до зачисления соцвыплаты у него на счете было 100 тыс.). А раз так, то он сохраняет право на поступившую соцвыплату, и ее списание по инкассовому распоряжению незаконно. По мнению клиента, инкассовое распоряжение подлежит исполнению только в размере 50000 тенге, то есть за минусом суммы соцвыплаты.
Действительно, вычленить из общей массы безналичных денег на текущем счете определенную часть в виде поступившей ранее соцвыплаты практически невозможно. По меньшей мере, с правовой точки зрения это достаточно затруднительно и оспоримо.
Приведенный пример показывает уязвимость буквального применения ст.98 Закона Об исполнительном производстве и позиции о том, что иммунитет от ареста и взысканий распространяется на деньги независимо от статуса счетов, на которых они находятся.
Поэтому указание в ст.98 Закона Об исполнительном производстве на то, что “взыскание не может быть обращено на социальные выплаты” и другие перечисленные в законе суммы, является некорректным и с точки зрения права — нереализуемым.
Впрочем, нельзя исключать, что имеет место банальная редакционная недоработка указанной статьи, поскольку тот же Закон об исполнительном производстве, но уже в другой статье, регламентирующей ограничения наложения ареста судебными исполнителями (п.3 ст.62), говорит о деньгах, находящихся на счетах, предназначенных для зачисления пособий и соцвыплат (то есть в противоречие со ст.98).
По всей видимости, законодатель все же имел намерение придать иммунитет от арестов и взысканий деньгам в виде пособий и пр., зачисленным на предназначенные для этого спецсчета.
Итак, из всего сказанного следует вывод: соцвыплаты и пособия лучше всего зачислять на спецсчета. Так будет надежнее и лучше для самого клиента, потому что только статус спецсчета гарантирует неприкосновенность денег от арестов и взысканий.
«Чистые» и «нечистые» счета
Проблема иммунитета денег в виде соцвыплат, пособий и пр. наиболее остро встала в связи с выплатами от государства населению тех самых 42500 тенге.
Часть граждан указывает в качестве счета для их зачисления спецсчета (тут проблем нет), но часть указывает свои текущие счета, в том числе так называемые карт-счета, то есть текущие счета, привязанные к платежной карте (правда, самого понятия “карт-счет” сейчас в банковском законодательстве уже нет).
Если такой счет “чистый” (то есть на нем нет арестов и инкассовых распоряжений), то проблем в общем-то не возникает (но и тут остается риск того, что после зачисления соцвыплат и до того, как клиент успеет их снять, к счету будут предъявлены арест или инкассовое распоряжение).
Однако, если текущий счет “нечистый” (то есть к нему предъявлены требования третьих лиц об аресте или взыскании), то поступающие на него суммы соцвыплат, пособий и пр. оказываются под риском быть арестованными или списанными в пользу третьих лиц. Предъявлять претензии к банку бесполезно, поскольку формально банк прав: деньги на “обычном” текущем счете иммунитетом не пользуются (о чем подробно было сказано выше), и банк обязан исполнить предъявленные в законном порядке к счету требования об аресте или взыскании. Неисполнение таких требований грозит привлечением банка и его работников к административной и даже уголовной ответственности.
В общем, юридических формальностей и преград для получения соцпомощи, минуя аресты и взыскания по банковским счетам, предостаточно. Добавьте еще массу вопросов технической реализации задачи (сверка списков получателей, номеров их счетов, оповещение, перенастройка внутренних банковских систем и пр.) — и вы получите клубок проблем, о которых получатели соцпомощи даже не догадываются.
Общая миссия: «42500»
К чести банков и государственных органов ситуация с арестами и списаниями соцпомощи разрешается в пользу клиентов.
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка разослало в банки указание о принятии всех необходимых мер для недопущения арестов, приостановлении расходных операций и взысканий на суммы денежной помощи от государства и иных источников.
Агентством предписано банкам не осуществлять списание по платежным требованиям с сумм социальных выплат.
Разрешено зачислять на спецсчета не только соцвыплаты, но и материальную помощь населению из других источников (благотворительная помощь общественного фонда “Бiргемiз”, местных исполнительных органов и др.). Это позволяет распространить на эти виды помощи иммунитет от арестов и взысканий (то есть не только на соцвыплаты).
Два основных института взыскателей — налоговые органы и судебные исполнители — также предприняли меры для снятия ограничений по счетам получателей соцвыплат.
Комитет госдоходов направил письма в банки с просьбой не исполнять распоряжения о приостановлении расходных операций и инкассовые распоряжения к счетам физлиц и ИП в случае поступления на них сумм соцпомощи. Налоговые органы отменяют свои акты о приостановлении расходных операций и инкассовые распоряжения к таким счетам.
По указанию Министерства юстиции судебные исполнители тоже отзывают свои аресты и инкассовые распоряжения с банковских счетов получателей соцвыплат.
В свою очередь банки, предвидя риски по аресту и взыскании поступающей соцпомощи на “обычные” текущие счета клиентов, зачисляют соцпомощь на открываемые спецсчета. Это делается для того, чтобы придать поступающим деньгам соцпомощи иммунитет от арестов и требований третьих лиц.
По каждому неснятому аресту, приостановлению расходных операций или инкассовому распоряжению к счетам получателей соцпомощи банки связываются с инициаторами, убеждая их отозвать ограничения по счету.
Кроме того, банки изыскивают способы дистанционного открытия счетов для того, чтобы получатели соцпомощи могли ею свободно распорядиться.
В общем, всеми участниками процесса — госорганами, судебными исполнителями, банками — проводится беспрецедентная работа с тем, чтобы соцпомощь не подверглась арестам, взысканиям.
Да, где-то на грани фола, где-то с вынужденным отступлением от правил, но цель всему одна — соцпомощь должна дойти до получателей. Тут уж не до формальностей.