Сватовство у казахов это многоэтапный процесс с массой важных деталей, незнание которых может привести к недоразумениям.
Например, моя знакомая выходила замуж. Когда ее родственники приехали к семье жениха договариваться о деталях свадьбы, тетушки парня натянули веревку поперек дороги, ожидая, что им заплатят за проезд. Но отца невесты, знатока и ценителя казахских обычаев, этот случай сильно разозлил, потому что аркан керу — так нызывается эта традиция — делают только родные девушки, когда к ним приезжают сваты. В результате мужчина был не в духе весь день, и потребовалось время, чтобы отношения между семьями молодоженов вернулись в норму.
Редакция Caravan.kz рассказывает, как должно проходить сватовство и кто что должен делать на каждом этапе.
Традиции, которые ушли в прошлое
Иногда сватовство происходило еще до рождения детей. Такой вариант часто упоминается в сказках. Чаще всего так поступали лучшие друзья, встречался и вариант «брака по расчету», когда баи таким образом хотели приумножить общее богатство. Таких сватов называли «бел құда«. Соглашение аннулировалось, если новорожденные оказывались одного пола. Когда помолвленные таким образом дети вырастали, жених мог отказаться от нареченной и жениться на другой, но в таком случае он должен был заплатить «штраф» скотом и другими дорогими подарками.
Если же договоренность достигалась уже после рождения детей, но пока они были еще совсем маленькими и лежали в колыбели, их родители становились «бесік құда«. Например, Кайрат Нуртас и Торегали Тореали уже договорились о помолвке старшего сына Кайрата, Хана, и Тогжан, дочери Тореали. То есть певцы стали бесік құда.
Сейчас эти варианты практикуются намного реже, поэтому часть ритуалов, связанная с настолько ранними помолвками, фактически исчезла из обихода. Также отпала часть традиций, появившихся из-за большого расстояния между аулами.
Например, раньше сватовство начиналось с того, что в аул невесты родня жениха отправляла специального посланца — жаушы, который должен был получить согласие на продолжение переговоров.
Жаушы вручал специальный подарок қарғыбау, стоимость которого зависела от обеспеченности семьи жениха. Это мог быть конь, могло быть что-то меньше, но все равно достаточно ценное. Для потенциальной невесты жаушы привозил белое совиное перо, которое символизировало чистоту намерений и честность жениха. Если первая стадия переговоров проходила успешно, отец девушки вручал посланцу дорогой чапан. Этот обычай называется шеге-шапан. Жаушы надевал подарок перед тем, как въехать в свой аул, чтобы все видели, что он вернулся с успехом, а значит, можно готовиться к основной части сватовства. Женщины в знак своей радости устраивали шашу, то есть осыпали всадника сладостями и монетами.
Смысл обычая был в экономии сил, времени и денег, чтобы не отправлять большое «посольство» впустую.
Выбор сватов
Теперь парень и девушка обычно сами решают, хотят ли пожениться. И если юноша услышал заветное «да», он сообщает об этом своим родным, и вот тогда начинает постепенно разворачиваться основное действо. Для начала выбирают состав сватов на құдалық — чаще всего от 3 до 11 человек, число обязательно должно быть нечетным. Предпочтение стоит отдать самым старшим и умудренным жизнью родственникам, которые становились «бас құда». Также в «делегацию» было принято включать авторитетных, уважаемых людей, которые помогли бы разрешить споры, если таковые вдруг возникнут, а также знакомых семьи девушки — коллег, земляков, друзей кого-то из ее родных, в идеале — родителей. Это делалось, чтобы сразу задать хорошую атмосферу.
Сватовство
Далее обговаривалась дата и назначался день, когда произойдет құда түсу: официальное знакомство семей жениха и невесты. Как раз тогда обычно и проводят упомянутую выше традицию аркан керу. Тогда же родные невесты могут устроить құда тартар — аналог выкупа на современных свадьбах, когда над родней жениха подшучивают и просят сделать что-нибудь забавное или откупиться.
Сторона жениха также привозит с собой құда қоржын. Раньше это была чересседельная сумка из двух отделений, сейчас используют обычные, но красиво украшенные сумки или корзины. Қоржын принято наполнять разными видами сухофруктов, конфетами, дорогим хорошим чаем. В зависимости от региона, в қоржыне также можно найти выпечку, фрукты или казы, принадлежности для дома, отрезы ткани, платки, украшения. Сверху кладут подарки для женщин, которые откроют сумку, чаще всего это также ткань или полотенца. После того, как қоржын был открыт, его принято наполнять другими подарками и отправлять обратно.
После этого отец жениха вручает отцу невесты бата аяқ. Раньше это был обычно конь, но теперь чаще всего конверт с деньгами. После этого обсуждается қалың мал, но раньше этот этап иногда пропускался.
Главная же часть сватовства — сырға тағу, т.е. надевание серег на девушку. Обычно эта почетная роль достается матери жениха или другой его старшей родственнице, например бабушке. Этот ритуал окончательно скреплял помолвку, с этого момента девушка считается официально засватанной невестой. До этого она ждет в другой комнате и выходит к гостям, только когда ее позовут. После этого принято угощать гостей традиционным блюдом құйрық бауыр, то есть печенью с курдючным жиром. Печень у казахов несет особый смысл, словом «бауыр« называют братьев и других близких, поэтому смысл блюда в том, что отведавшие его во время сватовства становятся родными. Сваты по очереди берут с общего блюда кусочки печени. Родственники жениха взамен кладут деньги, чтобы не оставлять на тарелке пустых мест. Во время этой церемонии принято исполнять специальную песню: «Құда, құда дегізген, құйрық бауыр жегізген».
Если сваты остаются с ночевкой, то те из них, которые засыпали раньше положенного, могли проснуться и обнаружить, что их одежда пришита к постели. Этого человека тоже шутливо просили откупиться. Эта традиция называется киім тігу.
Перед отъездом родственники жениха вручают дополнительные подарки — киіт. Самый ценный киіт получали мать и отец невесты. Они взамен также одаривают сватов.
Потом, уже вернувшись домой, родные парня дополнительно отправляли өлі-тірі, подарки в благодарность за гостеприимство и в знак почтения к почившим предкам невесты.