Творческий проект
ЧИТАЯ ГЕРБ ШЫМКЕНТА
Ученица: 6 «Д» класса
Рудова Дарья Сергеевна
Руководитель: учитель истории ОСШ №35 им.М.Маметовой
Буданцева Оксана Владимировна
Шымкент 2020 г.
ВВЕДЕНИЕ
Ни одно государство на высокой стадии своего развития немыслимо без государственных символов — герба и флага и гимна. Меняются эпохи и правители, вместе с ними меняются и эмблемы государств, как зеркало происходящих исторических и политических преобразований. Любое общество с богатой историей очень дорожит своими отличительными знаками, которые, являются своеобразным политическим и экономическим капиталом. Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. Наше государство имеет свою символику. Кроме государственных символов страны и символов субъектов активно создаётся символика городов, районных центров, поселений.
Цель: знакомство с геральдическими особенностями, этапами становления и развития гербов в разные исторические эпохи.
Предмет исследования: гербовая символика.
Объект: родовые гербы
Задачи:
— расмотреть историю появления гербов
— ознакомиться с символами различных гербов;
— выяснить сколько и какие гербы были у города Шымкета;
— тематика изображения в новом гербе Шымкента
— показать чем можно гордосться за свой родной город.
Методы исследования:
— анализ литературных источников по герадьдике;
— материалы интернета;
Знаки, символы. Герб — особый знак отличия,
В старые времена родовитые и мастеровые люди имели свои гербы. Герб — это отличительный знак, с изображением животных, птиц, растений или оружие. Эти символы, указывали на род, сословие, город, страну. Гербы служили как отличительные знаки рыцарей, воинов. Со временем, когда не стало рыцарей, гербы всеравно остались.
Герб — это визуальный отличительный знак, служащий для обозначения личности, семьи, рода, корпорации, населённого пункта, города,
территории, государства… составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца.
Государственный герб – официальная эмблема государства, изображаемая на денежных знаках, печатях и т.п. Такие знаки – способствовали различению рода или отдельных людей. Человечество всегда старалось мифологизировать знаки, придавать им определенное толкование. Представляли каждый элемент герба можно было прочитать со смыслом.
В справочных источниках герб представляется как «изобразительный опознавательный знак, составленный по определенным правилам (правилам геральдики») и представляет собой определенное изображение (комбинацию цветов и фигур), составленное и употребляемое согласно правилам средств (то есть средств, которые человек воспринимает с помощью зрения – цветов и фигур).
Родовые знаки и символы
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого восприятия мира, свойственного всем народам в первобытный период их истории.
Родовые знаки и символы называются тотемами; они — самые близкие родственники гербов. Термин «тотем» означает понятие «его род». Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди некоторых племен. У народов Азии тоже были тотемы — священные животные, деревья, растения. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай «тамга». Тамга — это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре
животных, и даже наносится на тело. Существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с «уранами» — боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).
Тамги — магические символы древних кочевников
Задолго до того, как европейские рыцари стали украшать свои знамена, щиты и оружие фамильными гербами, далеко на востоке символы употреблялись повсеместно.
Когда первобытный род разделился на общины и семьи, родовые эмблемы превратились в семейные, а позже в личные. Тамга — это не просто родовой знак, которым тавровали скот и метили межевые камни. Это прежде всего сигнал «Я свой». Он изначально содержал не только родовой смысл, но и смысл географический. Носители одной тамги — земляки, люди одной родины. Необходимость в подобной маркировке объективно существует в любом обществе, осознающем простейшее противопоставление «свой — чужой». По мере выделения клановых, профессиональных и др. групп, и усложнения связей внутри этой структуры, необходимость существования подобных знаковых систем возрастает. Наиболее распространена тамга у кочевых тюркских племен. В частности у казахов, киргизов, татар, ногайцев и т.д.
С появлением письменности применение родовых знаков уменьшается. Дальнейшие пути развития тамгообразных знаков превращают их либо в гербы, либо в священные символы, либо в элемент орнамента. Однако иногда тамга по-прежнему остается родовым знаком подтверждения принадлежности, владения и т.д.
Каждый род выбирал для себя символ, наделял его священным смыслом, превращая в тотем. Это изображение служило родовым знаком, что отличало данный род от других, свидетельствовало о том, что его носители имели общее происхождение.
Изображения многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах. При
этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло и т. д.). Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы.
Со временем тамги стали символами, как гербы, которые еще и показывали статус человека в племени или народе. Роды казахов младшего и старшего Жузов известны и каждый из них имеет свой родовой символ-тамгу.
К достаточно хорошо изученным и документированным относятся тамги казахских родов Старшего, Среднего и Младшего жузов . Казахские тамги геометричны, структурно просты; их число сравнительно невелико, примерно соответствуя количеству родов (племен). Они являются коллективными знаками: все члены одного рода имеют одну тамгу. Близкие к тамгам знаки, разнообразные по форме.
Тамги жузов
Рассматривая тамги жузов, видны основные элементы которые использованы в современном гербе города Шымкент. А именно: круг, как элемент казахского щита, шестиугольник по периметру круга.
Появление и оформление геральдики.
Прообразы гербов — различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи. Щиты также украшались разнообразными эмблемами. Но эти знаки использовались
как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно — на монетах, медалях и печатях. В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики. Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. Печати использовались так же для удостоверения документов. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и отпечатывались на папирусе. Основой герба использовалось изображение щита на котором выполнялось смыслпвое изображение. Формы гербового щита имели свою форму в зависимости от принадлежности к государству и получили свое название: варяжский, итальянский, испанский, французский, немецкий.
1.Варяжский. 2. Итальянский. 3 Испанский. 4 французский. 5. Немецкий.
С XII века доспехи становятся всё более и более сложными, шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он одевается в броню целиком, с головы до пят. Кроме того, при некоторых отличиях, все доспехи были однотипными, так что опознать рыцаря не только издали, но и вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака.
Необходимость опознавать друг друга и в условиях неграмотности и языковых барьеров и утверждать свое собственное имя, а также особенности вооружения, способ ведения войны и заимствование множества изобретений восточной цивилизации — все это стало причиной возникновения и оформления геральдики. Появилась должность герольда. Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и
распознавания и в конечном счёте создали науку «гербоведение» или «геральдику». Существует два варианта происхождения терминов «геральдика» и «герольд»: глашатай, или ветеран, как называли в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, которых приглашали в качестве почётных гостей и судей на разные торжества и на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением. Предшественниками герольдов были представители нескольких родственных профессий, чьи обязанности объединялись и уточнялись, что привело к появлению герольдов в понимании этого слова — глашатаи, придворные и странствующие менестрели, а также упомянутые выше ветераны. Глашатаи или парламентёры использовались ещё в древних армиях для переговоров с противником, для оглашения указов и разного рода объявлений.
Среди них были и поэты-певцы, в отличие от своих странствующих собратьев по ремеслу постоянно находившиеся при дворе или высокопоставленном лице. Поэтому они исполняли функции распорядителей придворных церемоний и рыцарских турниров.
Представители всех трёх профессий назывались в определённый исторический момент одним общим термином — герольды. Так или иначе, но распространение рыцарских турниров способствовало появлению особых официальных лиц, которые должны были провозглашать открытие турнира, разрабатывать и соблюдать церемониал его проведения, а также объявлять все поединки и имена их участников. Это требовало специальных знаний — герольд должен был хорошо знать родословную семейств, чьи представители принимали участие в боях, и уметь распознавать гербы рыцарей, приехавших на турнир. Профессия герольдов приобретает полностью геральдический характер, а на турнирах рождается собственно геральдика.
Когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Тогда выходил герольд и по требованию судей турнира описывал вслух герб рыцаря в доказательство его права принять участие в турнире.
Обязанности герольдов точно оформлены к середине XIV века. Звание герольда становиться почётным, в него возводят лишь после какой-либо битвы, турнира или церемонии. Обязанности герольда делились на три главные группы: 1) на них возлагалось объявление войны, заключение мира, предложение сдачи крепости и тому подобное, а также счёт убитых и раненых во время битвы или турнира и оценка доблести рыцарей; 2) они обязаны были присутствовать на всех торжественных церемониях — на коронации или погребении государя, при возведении в рыцарское достоинство, торжественных приёмах и т.д.; 3) на них возлагались чисто геральдические обязанности — составление гербов и родословных. Каждое государство делилось на несколько геральдических марок, бывших под наблюдением одного «оружейного короля» и нескольких герольдов.
В значении слово «герб» предполагается понятие наследник или наследство. В основе городских и государственных гербов — печати феодалов, удостоверявшие подлинность документов, рассылаемых ими из своих владений. Родовой герб феодала, таким образом, переходил сначала на печать замка, а потом и на печать принадлежащих ему земель. При возникновении новых городов и образовании новых государств приводили к созданию гербов, либо совершенно новых, не заимствованных из родовых дворянских гербов, а несущих символические изображения, указывающие на местные достопримечательности, исторические события, хозяйственный профиль города, либо смешанных.
Геральдика входит в моду в литературе, искусстве, быту. Гербы появляются повсюду, начиная с рыцарских доспехов и кончая ошейниками любимых собачек. Наряду с индивидуальной геральдикой, в средневековье получили развитие и другие её направления — городское и корпоративное, в том числе церковное.
Городские ремесленники и торговцы создавали гильдии, регистрировались и снабжались соответственно гербами. Было принято, что члены гильдии носили одежду геральдических цветов своей ассоциации — особые ливреи. Так, например, члены компании продажи мяса носили бело-
голубые ливреи, пекари — оливково-зелёного и каштанового цветов, торговцы восковыми свечами носили ливреи бело-голубой расцветки. Компании скорняков было позволено использовать в своём гербе горностаевый мех, хотя в соответствии со средневековыми нормами этот геральдический цвет мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства. На корпоративные гербы помещались главным образом орудия труда.
Подобные гербы, называемые гласными — в которых название ремесла передавалось геральдическими символами, получают многие цехи и гильдии.
Учебные учреждения также столетиями использовали гербы. Университеты часто получали гербы их основателей.
В основе всех государственных гербов европейских стран лежали родовые гербы правящих династий. На многих современных государственных гербах в том или ином виде присутствуют львы и орлы — традиционные символы власти и государственности.
Выводы
— казахский народ имеет свою большую историю. Имел определенные символы обозначающие род, принадлежность к определенному обществу, разрабатывал родовые знаки.
-Гербы, как геральдика имели и Европейская родовая знать, а также рыцари для узнавания их на турнирах. В связи с этим появились специалисты-геральды умеющие трактовать содержание гербов.