Автобусный коллапс в Шымкенте: днём водители на маршруте, ночью – в очереди на АГЗС
В Шымкенте с населением более миллиона человек есть только две заправочные станции для общественного транспорта, который работает на газе. Водители автобусов днём – за рулём на маршруте, а ночью вынуждены стоять в очередях на заправках.
Весной прошлого года начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента Ержан Жолдасов сообщил, что в 2020 году закуплено 590 новых автобусов большой вместимости на сжиженном природном газе (метане) и открыта дополнительная газовая станция для подачи газа. Вот только её для города-миллионника недостаточно. И страдают от этого и водители, и пассажиры.
Из-за того, что автобусы, которым приходится часами стоять в очереди, не прибывают по графику, шымкентцы не могут вовремя добираться на работу или учёбу, опаздывают. Водители не успевают отдохнуть. Автобусам приходится спешить, чтобы придерживаться расписания, нарушаются правила дорожного движения. В итоге возникает угроза безопасности участников дорожного движения.
«Всю ночь стоим в очереди. Иногда она растягивается на 10–15 километров. Не успеваешь отдохнуть до утра. А если приедешь к утру, то на маршрут выйдешь только в полдень. Пассажиры кричат: «Где вы ходите?», «Опоздали на работу». И они правы. Но и мы в безвыходном положении. Руководство и администрация не спешат решать эту сложнейшую проблему. В результате мы не укладываемся в расписание, продлевается рабочее время, мы не отдыхаем вовремя. Всё это влияет на безопасность на дорогах и на наше здоровье», – рассказал один из водителей, представившийся Дулатом Омаром.
Скоро почти пять лет, как Шымкент стал мегаполисом-миллионником. При неумелых «кочевых» акимах проблема общественного транспорта системно не решалась. Более 600 из 800 имеющихся в городе автобусов работают на газе. Их обслуживают всего две газозаправочные станции.
В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог города говорят, что о проблеме знают, и заявляют, что ночью на заправочные станции автобусы гоняют не сами водители, а специалисты газозаправочной компании. Но только сами водители автобусов это отрицают. Они говорят, что часто стоят в очереди с 04:00.
Водители автобусов маршрутов № 19, 21, 52, 92, 96, 113, 158, 158А и других, принадлежащих ТОО «Shymkent bus УК», жалуются, что ночами ждут очереди у заправки. Учредителями этого ТОО являются АО «Shymkent социально-предпринимательская корпорация», Азамат Тоғысбаев, Бауыржан Тажибеков и генеральный директор компании Азат Каипбеков. Мы попытались связаться с ними, чтобы они прокомментировали ситуацию, но сделать это нам пока не удалось.
На заправку каждого автобуса уходит минимум 15–20 минут. Похоже, что руководство привыкло закрывать глаза на проблемы. Ранее предлагалось открыть ещё 2–3 станции с помощью частных инвесторов, но в итоге ничего не было сделано.
Местные власти жалуются на нехватку водителей автобусов. А специалисты говорят, что многие люди не заинтересованы работать водителем автобусов из-за чрезмерной нагрузки, несопоставимости труда и оплаты.
По информации пресс-службы акимата Шымкента, 13 транспортных компаний обслуживают около 800 автобусов по 78 направлениям для пассажиров из более чем 80 населённых пунктов города. Большая часть маршрутов определены как социально значимые и дотируются из местного бюджета.
Акимат уже несколько лет возрождает общественный транспорт. Но не может решить самого главного – проблему объектов газификации автопарка. Пока неизвестно, как команда Айтенова, которую критиковали за трату сотен миллионов на развлечения в период карантина, будет устранять угрозу, нависшую над сферой пассажирских перевозок. Учитывая растущее количество автомобилей и техники, переходящих на газ, не исключено, что в будущем очереди у двух станций на миллион человек не уменьшатся, а только увеличатся.