Экспансия России или почему Кенесары хан потерпел поражение.
ЧАСТЬ 1
Чтобы понять настоящее и не сделать ошибок в будущем, надо хорошо знать реальную историю, которая была, а не ту, которая создаётся и пишется по заказу властей, групп, кланов, классов, партий и т.д.
Сегодня у тех, кто интересуются историей нашей страны, возникают вопросы: что же произошло с Казахским ханством, почему оно не состоялось как государство на постоянной основе, почему же Кенесары хан не смог отстоять независимость казахского народа и потерпел поражение?
Начнем с того, что кочевники так же, как и оседлые народы, формировали свою общность, национальное сознание, психологию, интересы, традиции, обычаи и т.д. Современная официальная историография Казахстана относит формирование из различных кочевых племен казахского этноса к 15-16 векам н.э. Указанное свидетельствует, что наша казахская нация еще очень молода. И возможно поэтому, каждый казах до сего времени знает свою принадлежность к жузу, роду. Может быть это единое национальное мышление и сознание, когда понимание — «Я казах» стало превалировать над пониманием принадлежности к жузу и роду, у казахского народа сложилось относительно недавно.
По утверждению специалистов слово «казах» (қазақ) тюркского происхождения, и в древние времена обозначало вольность, независимость. В раннее средневековье казахами называли людей, которые не желали подчиняться законам действующей власти, а также тех, кто занимался воинским делом.
И, наверно, поэтому на этапе формирования из различных племен казахского этноса, откладывалось общенациональное сознание вольности, непокорности, бунтарства. Такие критерии имели для казахского народа и положительную сторону, и в последующем пагубное воздействие для казахской государственности. Так, протоказахские племена, как и собственно потом казахи не имели того классического рабовладения и крепостничества, как Европа, Китай или арабский мир. В Российской империи, как мы знаем, крепостное право было отменено только в 1861 году.
С другой стороны, вольность привела к отсутствию сильной центральной власти. Реальное объединение казахских родов происходило исключительно только или под объединением сильной личности — Касым хан, Абылай хан, либо во время общих военных походов как при Хак-Назаре хане, либо перед лицом общей опасности такой как джунгарское нашествие.
Каждый, кто в первый раз начинает знакомиться с историей Казахского ханства, может запутаться в казахских ханах, их последовательности, кто чей потомок, от кого из сыновей Джучи (Жошы) хана произошел, какой жуз или род возглавлял, кто с кем боролся, какие реформы проводил и т.д. Такое количество ханов, султанов, биев в конечном итоге и привело в Казахском ханстве к децентрализации власти и постепенному вхождению в состав Российской империи.
Напомним, что в 1730 г. объединенное казахское войско под предводительством хана младшего жуза Абулхаир хана в Анракайском сражении нанесло сокрушительное поражение джунгарским захватчикам. Казалось бы, необходимо развивать и далее свой успех как в военном, так и в политическом плане — укреплении казахского ханства. Но равные по «крови» ханы других жузов и родов (все чингизиды), отказались признавать Абулхаира верховным ханом, претендовавшего на данный престол. Последний же, не отказавшись от своих претензий на верховную власть, решил добиться своей цели при помощи русского престола.
Надо отметить, что изучение истории любых кочевых народов покажет, что объединение в союзы, вхождение в состав какого-либо государства, а также нарушение заключенных договоров и обязательств для кочевников не являлось чем то аморальным или предательским. Сам образ жизни, когда можно было за короткое время откочевать на более безопасное место, выработали такие взгляды. В этом плане кочевые казахские рода думается не исключение. И по нашему предположению, Абулхаир хан предполагал, что после того как он добьется власти, сможет править по своему усмотрению, а не так как получилось, что его будут корректировать, фактически указывая как управлять.
В то же время, как нам кажется, Абулхаир хан не учел, что у Российской империи, вышедшей из Киевской Руси, был колоссальный опыт взаимоотношений с кочевниками Золотой Орды. И поэтому никто из правителей России помощь ни Абулхаиру, ни другим ханам претендовавших на высший ханский престол, оказывать не собирался. Как говорится, у каждого государства были свои национальные интересы.
Продолжение следует…
Пишем свой мнение.