Шымкент в годы Независимости РК: экономический рывок третьего мегаполиса

Интервью с акимом третьего мегаполиса страны Муратом Айтеновым было записано в канун Дня города. Теперь в Шымкенте его отмечают 19 июня. Дата вписана в новейшую историю, так как именно в этот день в 2018 году был подписан Указ Первого Президента о присвоении Шымкенту статуса города республиканского значения.

Передаёт liter.kz

 19 июня 2018 года Елбасы Нурсултан Назарбаев подписал исторический Указ. Какое значение это решение имеет для горожан, экономики, всего государства?

 Да, это был действительно исторический момент в истории Шымкента. Обретение статуса города республиканского значения придало импульс развитию всех сфер и прежде всего – экономики, ведь возросло финансирование отраслей.

Бюджет Шымкента в этом году запланирован на уровне 481,6 миллиарда тенге, а в 2017 году, за год до обретения нового статуса, он равнялся 131 миллиарду. То есть он увеличился почти в 3,7 раза! Наша цель – сделать жизнь шымкентцев комфортной, а Шымкент – самодостаточным городом с годовым бюджетом больше триллиона тенге. Чем больше бюджет, тем быстрее решаются инфраструктурные и социальные вопросы, больше возможностей решать городские проблемы.

Более того, вам известно, что государственные расходы – большое подспорье для бизнеса, стимуляция регионального предпринимательства. И предпринимательская активность действительно возросла. Объем инвестиций за последние три года увеличился в 1,9 раза, с 214 миллиардов тенге до 400 миллиардов тенге в этом году. Ожидается, что к концу года объем промышленной продукции составит 710 миллиардов тенге против 425 миллиардов тенге три года назад.

Кстати, именно с 2018 года, когда Шымкент обрел республиканский статус, отмечается положительная динамика валового регионального продукта города. Если по итогам 2018 года ВРП составил 2 триллиона 174 миллиарда тенге, то в 2020 году – 2 триллиона 292 миллиарда, увеличившись более чем на 10 процентов. Думаю, что этот показатель будет только расти.

Что касается горожан, новый статус, несомненно, дал старт улучшению качества их жизни. Мы должны равняться на Нур-Султан и Алматы, причем по всем показателям развития: образование, медицина, культура и спорт, инфрастуктура, экономика.

Безусловно, обретение городом республиканского статуса позволяет властям быстрее и эффективнее решать проблемы жителей. На развитие мегаполиса, реализацию государственных программ из бюджета выделяются большие средства, на которые строятся школы, жилые дома, культурные и спортивные объекты. Кроме того, в последние годы к нашему городу повысился интерес инвесторов – отечественных и зарубежных. Немало объектов для населения появляются и в рамках ГЧП.

– Нурсултан Абишевич развитию Шымкента всегда придавал большое значение. Так, в конце 90-х годов ситуация с ЖКХ обострилась настолько, что Первый Президент лично прибыл в Шымкент. Расскажите, пожалуйста, о вкладе Нурсултана Назарбаева в становление города...

– Действительно, к личности Елбасы приковано внимание не только казахстанцев, но и всей мировой общественности, еще начиная с 90-х годов прошлого века. Уже тогда понятие «феномен Назарбаева» вошло в лексикон экспертов и специалистов. Успех его реформаторского курса как внутри страны, так и на международной арене обусловлены личными качествами Лидера Нации, среди которых способность до конца отстаивать позицию, иметь твердые убеждения и умение доводить начатое до конца. Его историческая заслуга, конечно, состоит и в том, что в крайне сложных внутренних и международных условиях он взял на себя смелость начать глубокие модернизационные преобразования, хотя в тот момент никто не мог дать гарантий будущего успеха.

Конечно, многие помнят развал 90-х. В Союзе была плановая экономика, а стала – рыночная. Тогда Шымкент и вся область переживали сильнейший упадок – остановились крупнейшие заводы и фабрики. Многие предприятия оказались неактуальными, не играли прежней роли на рынке. Наши товары стали неконкурентоспособными. Их некуда было реализовывать, люди сидели без зарплаты. И в тот момент Первый Президент принимает решение приватизировать предприятия, как это делают все успешные государства. И благодаря иностранным инвестициям мы быстро вышли из стагнации. 1996-97 годы оказались самыми сложными, а потом уже предприятия заработали, и пошел рост.

Но в середине 90-х люди действительно замерзали в своих домах без отопления, природного газа, а электроэнергия подавалась по часам. Скопились колоссальные долги по оплате коммунальных платежей, так как люди были совершенно неплатежеспособны. Зарплату не платили вовсе или платили бартером, продукцией этих самых предприятий. Коммунальные предприятия больше не могли работать в долг и остановились.

Тогда Первый Президент принял решение назначить нового главу региона, который в кратчайшие сроки справился с поставленной задачей. В этом и есть дальновидность Елбасы и его умение разбираться в людях.

Сравнивая с тем, что изменилось за годы Независимости: в 1991 году бюджет города был 1 миллиард (в тенговом выражении), а на этот год заложено более 480 миллиардов тенге. Ни одна экономика не может себе позволить совершить за 30 лет такой экономический рывок. Население Шымкента выросло с 400 тысяч в 1990-х годах до более чем 1 миллион сегодня. Каждый второй житель Шымкента – родившийся в годы Независимости. Тридцать лет назад в городе было 72 школы с 69 тысячами учащихся, сейчас – 186 школ с 226 тысячами учащихся. Продолжительность жизни увеличилась на десять лет: в 1991 году средний возраст был 63,9 года, сейчас – 71 год. Тридцать лет назад в городе было 832 километра дорог, сегодня этот показатель увеличился в четыре раза – до 3 331 километра. Весь этот успех стал возможным благодаря единству и деловой хватке шымкентцев.

Роль Нурсултана Назарбаева в становлении нашего мегаполиса огромна. Именно у Елбасы возникла мысль превратить Шымкент в город-миллионник. Он вынашивал ее долгие годы, и вот в 2018 году это осуществилось.

На протяжении всего периода со дня обретения независимости Первый Президент неоднократно бывал в нашем городе с рабочими визитами, лично открывал здесь школы, заводы, фабрики, памятники, культурные учреждения. Всегда поддерживал местных спортсменов, учителей, врачей, многодетных матерей, проявлял живой интерес к истории и будущему нашего города. Даже во время бушующей пандемии, в 2020 году, Елбасы посетил Шымкент и ознакомился с работой «Казмедприбора», который начал выпуск ИВЛ-аппаратов.

Стратегическим решением Елбасы стало создание Фонда «Бiз бiргемiз» в самом начале пандемии коронавируса. Через этот Фонд были осуществлены пять выплат нуждающимся казахстанцам. В Шымкенте по 50 тысяч тенге получили 49 375 горожан, и более 15 тысяч семей – продуктовые наборы. Также по инициативе филиала «Nur Otan» Шымкента через «Бiз бiргемiз» в Махтаарал пострадавшим от наводнения было отправлено 127 тонн продуктов, три машины гигиенических средств, пять тысяч пар обуви и постельного белья и 400 ковров.

Могу сказать, что шымкентцы всегда чувствовали поддержку со стороны Елбасы. Мне кажется, он очень любит наш город! Не зря ведь на одной из встреч Нурсултан Абишевич сказал: «Жизнь дается один раз, и прожить ее нужно в Шымкенте». Он всегда видел потенциал нашего города, понимал, что для его развития нужно отделить город от области, что нужен мегаполис, который даст импульс развитию всего юга страны. И действительно, всего за три года экономика и Туркестана и Шымкента выросли.

– В каком виде город достался лично вам? Какие задачи были поставлены Елбасы и Президентом?

– К своей работе в качестве акима Шымкента я приступил 21 января 2020 года, и через два месяца – 16 марта – в стране был введен режим ЧП из-за распространения коронавирусной инфекции. Признаюсь, в современной истории нашего города эта был один из тяжелых периодов, сравнимый разве что с ситуацией в начале 90-х годов прошлого века, когда страна только обрела свой суверенитет.

Представьте себе панику населения в условиях новой пандемии… Президент страны Касым-Жомарт Токаев сразу же поставил задачу развернуть лечебные стационары, обеспечить население медикаментами и защитными масками, не допустить паники граждан.

Параллельно приходилось решать и другие вопросы – инфраструктуры, строительства и ремонта дорог, подготовки к новому отопительном сезону. Кстати, по объему строительства дорог тогда мы перевыполнили трехлетний план, отремонтировав почти 260 дорожных объектов или около 400 километров дорог. Особое внимание Глава государства придал развитию инфраструктуры в присоединенных к городу и удаленных населенных пунктах, обеспечению населения качественной питьевой водой, природным газом и электроэнергией. В городе в прошлом году не прекращалось возведение жилых домов, школ, больниц, электроподстанций.

 Что изменилось за прошедшие после придания Шымкенту статуса мегаполиса три года? «Социалка», экономика, инвестиции, ЖКХ, инфраструктура, образование, бюджет?..

– Во-первых, как я уже сказал, в несколько раз увеличился бюджет города, а это стратегический вопрос.

 

Во-вторых, город стал привлекать еще больше инвестиций. В мае Шымкент вошел в ТОП-5 рейтинга инвестиционной активности. Объем инвестиций за 5 месяцев составил 96,9 миллиарда тенге и вырос на 23,7 процента. В январе этого года Шымкент и Туркестанская область показали наилучшие в стране показатели по привлечению инвестиций. В нашем городе их рост составил почти 41 процент. Уверен, что Шымкент станет новым инвестиционным магнитом страны.

Лучшими мы оказались и по росту строительных работ – в этом году впервые в истории города ведется строительство миллиона квадратных метров жилья. Наш город стал одним из двух регионов с ростом экономики и оказался на лидирующих позициях по объему промышленной продукции. Так, по итогам января-мая 2021 года объем промышленной продукции в Шымкенте составил 295 миллиардов тенге, в том числе объем обрабатывающей промышленности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достиг 110 процентов.

Теперь об образовании. Капитальный ремонт проведен в 85 процентах учреждений образования. В этом году ведется строительство 32 школ– это 12 государственных и 20 частных. В конце года будут сданы в эксплуатацию 20 школ более чем на 10 тысяч мест. В результате полностью исчезнет проблема аварийных школ, уменьшится количество трехсменных школ, населенных пунктов без школ и школ с избыточным количеством учащихся.

Позитивные реформы происходят и в здравоохранении. Уровень оснащенности медицинских организаций доведен до республиканского показателя. Закуплено современное оборудование – компьютерные томографы, магнитно-резонансные томографы, ангиографы, маммографическое и флюрографическое обрудование, рентген- и ультразвуковая аппаратура.

Полностью обновлен парк санитарного автотранспорта бригад скорой медицинской помощи, оснащенность радиосвязью и GPS-навигацией доведена до 100 процентов.

На протяжении нескольких лет в Шымкент привлекаются зарубежные специалисты для оценки, обучения, последующего мониторинга и внедрения международных стандартов и обмена опытом из России, Литвы, Беларуси, Южной Кореи, Израиля, США. Высокие технологии дали возможность снизить показатели смертности: общей, матери и ребенка, от онкологии, туберкулеза.

Сейчас по поручению Президента мы усиленно развиваем коммунальную инфраструктуру, особенно в удаленных населенных пунктах. Расскажу о тех объектах, строительство которых будет завершено в этом году. С нетерпением ждем запуска в июле подстанции «Бозарык» на 220 киловатт и подстанции «1-М-1», строительство которой тоже подходит к концу. Подключение последней позволит обеспечить 70 тысяч жителей четырех жилых массивов качественной электроэнергией.

В августе будет сдан водопровод в жилом массиве Жанаталап. В результате более пяти тысяч абонентов получат доступ к качественной питьевой воде. Строятся водопровод и газопровод в микрорайоне Асар-2. Уже в ближайшие дни ожидается ввод в эксплуатацию водопровода в жилом массиве Бадам.

Занятость населения – тоже наш приоритет. Если в конце 90-х уровень безработицы в Шымкенте составлял 17,2 процента, то сейчас – 5,1. В этом году мы планируем трудоустроить 33 тысячи граждан, в том числе 1 500 – в рамках Дорожной карты занятости. В прошлом году было трудоустроено около 40 тысяч человек, что на 20 процентов больше показателей 2019 года.

– В прошлом году во время посещения Елбасы памятника историко-культурного наследия «Старое городище Шымкент» вы доложили Нурсултану Назарбаеву о туристическом потенциале Шымкента и перспективах его развития. Расскажите подробнее об этом и нашим читателям.

 После исторического Указа Первого Президента о присвоении Шымкенту статуса города республиканского значения, а Туркестану – областного центра роль Шымкента, как туристического центра, возросла еще больше. Мегаполис обладает всеми видами удобной инфраструктуры и логистики. Каждый турист, имеющий цель посетить древний Туркестан, обязательно приедет в Шымкент и проведет здесь время. Для повышения транспортной доступности с другими регионами в прошлом году было открыто семь новых авиарейсов – в Шымкент напрямую можно прилететь из Нур-Султана, Алматы, Актау, Атырау, Караганды, Костаная и Павлодара. С июня этого года планируется открытие еще трех новых рейсов – из Семея, Актобе и Уральска.

В Шымкенте есть все возможности для формирования активного сегмента на внутреннем и международном туристском рынке. В городе 108 гостиниц, 10 парков, семь музеев, 25 социально-культурных объектов, 5 театров, 18 аквапарков и четыре природных водоема.

Сравните: в 2003 году Шымкент посетили около 37 тысяч туристов, в 2020-м – свыше 213 тысяч, то есть в 5,5 раза больше. Далее, в 2003 году гостиниц в Шымкенте было всего шесть, а сегодня их – 108, больше в 18 раз! Одновременно в шымкентских гостиницах могут поселиться 336 953 туриста.

В повышенном интересе к нашему городу мы убедились в дни Наурыза. Тогда на премьеру оперы «Домалақ Ана» и для участия в праздничных мероприятиях прилетели гости со всего Казахстана.

Мало того, в радиусе 500 километров вокруг нашего мегаполиса проживают более 25 миллионов человек – это все потенциальные туристы. Именно поэтому была утверждена концепция развития отрасли, которая призвана удовлетворить потребности гостей и нашего города, и нашего региона сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это традиционно паломнический туризм. Второе – историко-культурный. Туристов привлекает Шымкент, его древняя история, ведь это один из старейших городов Средней Азии – ему 2200 лет. С 2017 года городская цитадель находится в предварительном перечне списка наследия ЮНЕСКО. Параллельно мы начали работу по получению Шымкентом статуса креативного города ЮНЕСКО в области ремесел. К примеру, Алматы является креативным городом ЮНЕСКО в области музыки. Недавно на территории цитадели открылся этногородок ShymQala. Сюда уже приезжают туристы, в том числе иностранцы, интересующиеся местной историей и культурой.

Третье, нельзя отрицать, что Шымкент был и остается городом с самой вкусной и доступной по цене едой. Поэтому мы планировали и обязательно реалузем наши задумки по организации гастротуров. Возможно, это также будут гастрофестивали, такие, к примеру, как фестиваль шашлыка или самсы.

Четвертое – деловой туризм. Повторюсь, Шымкент удобно расположен, поэтому возможна организация различных форумов, деловых встреч, конференций и тому подобного.

И пятое – в планах развитие медицинского туризма. Наши медики готовы оказывать услуги высокого качества. Семинары для сотрудников шымкентских клиник по стандартам обслуживания медицинских туристов будут проводить эксперты ассоциации врачей из Швейцарии.

 Планы ближайшие и отдаленные по развитию Шымкента. Что уже начало реализовываться, и что только на бумаге или в виде идей?

– Шымкент по старой его карте – инфраструктурно обеспеченный город, но то, что присоединились прилегающие территории, конечно, это нас несколько «потянуло» назад, и мы должны вкладываться в инфраструктуру. Без этого будущего у города нет. А инфраструктура – это самое дорогое. Почему? Потому что требует изъятия земельных участков. Мы дорогу строим – больше изъятие стоит, чем строительство, потому что когда-то все было хаотично застроено. Особенно это произошло в рамках легализации – всем давали возможность легализовать свое имущество. Поэтому я и утвердил Карту развития инфраструктуры на пять лет до 2025 года. В прошлом году мы опередили график, и в этом году по некоторым направлениям опережаем. Например, программу по воде на 100% собираемся завершить в 2021 году. Но это не ограничивается лишь тем, что в новостройках должна быть вода. Мы самое главное сделаем – магистрали.

Потом, электричество есть, но страдает его качество. Знаю, горожане жалуются. Городу необходимо 350 мегаватт, а мы получаем только 250, а в перспективе понадобится и 450 мегаватт. Поэтому до 2023 года мы должны обеспечить мегаполис качественной электроэнергией.

Самое важное в условиях рыночной экономики – жилищное строительство. И крупные строительные компании увидели наш потенциал. А это дает Шымкенту другой уровень качества жилья. За ними тянутся и местные компании, стараются конкурировать. И чем больше будет предложений, тем меньше будет спроса, а это снизит стоимость жилья. У нас сейчас жилье комфорт-класса дошло до уровня цен Алматы и Нур-Султана. Но зарплаты у нас ниже, чем у них. Если мы будем строить такими низкими темпами, мы этого не остановим никогда. Спроса много, а предложений мало.

– В программе партии «Nur Otan» до 2025 года «Путь перемен: Достойную жизнь каждому!» поставлены масштабные задачи по развитию города. В частности, планируется построить порядка 3 миллионов квадратных метров жилья или 47 тысяч квартир. Как идет реализация региональной партийной Дорожной карты?

– Действительно, первостепенная задача, которая стоит перед акиматом, – это решение жилищных проблем горожан. Ведь думать о патриотизме, не имея крыши над головой, невозможно.

Сейчас в очереди на получение муниципального жилья зарегистрировано 44 635 граждан. Это 1 723 ребенка-сироты и те, кто остался без попечения родителей, около 8 тысяч многодетных семей, более тысячи социально уязвимых жителей, почти 20 тысяч госслужащих и 27 человек, единственное жилище которых признано аварийным. Это очень большая цифра, учитывая то, что в Шымкенте строительство жилья за счет государственных средств проводится в недостаточном объеме. К примеру, в столице и Алматы ежегодно строится около трех миллионов квадратных метров жилья, а мы хотим выйти на миллион только этом году. Но я все равно считаю это большим достижением.

В апреле этого года 161 очереднику были предоставлены в аренду квартиры без права выкупа, а в мае еще 147 граждан получили ключи. На очереди заселение еще 368 квартир.

Для решения жилищных проблем в этом году будут предоставлены 300 жилищных сертификатов, максимальная сумма которых – до одного миллиона тенге. С начала года «Отбасы банком» по программе «5-20-25» социальным кредитным жильем обеспечены 556 семей.

– Мурат Дуйсенбекович, вы долгое время трудились в Управлении делами Президента, видя вблизи работу Елбасы. Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями.

– Нурсултан Абишевич – политик, который работает на опережение. За все очень переживает. Он все время в работе, выходных практически нет. Еще и дома тоже работа.

Нурсултан Абишевич феноменален. Он может приехать в регион, и спустя 15 лет после того, как видел того или иного человека, вспомнить, назвав его по имени-отчеству. Один раз что-то прочитает и навсегда запомнит. Ему невозможно сказать одно, а через год – другое. Первый Президент сразу поправит: «Ты не так говорил!».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Суббота 11.09.2024 17:48:01
ЕЛ МАҚТАНЫШЫ» ЖОБАСЫ...
Суббота 10.09.2024 15:21:03
Семейный бум...
salem-shym.kz