А был ли геноцид казахского народа?

Добрый день, уважаемые подписчики и читатели сайта «Салем Шымкент»! В настоящее время у нас есть возможность публиковать свои мысли и мнение о различного рода событиях — исторических, социальных, политических и других, и, не претендуя на истину, мы преследуем цель узнать мнение жителей г.Шымкента о них.

Предлагаем, уважаемый читатель, начать с обсуждения острой темы для казахского народа, как голодомор в 20-х и 30-х годах прошлого столетия, получивший утверждение в казахстанском обществе и историографии как геноцид казахского народа.

Геноцид — есть форма коллективного насилия, действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу. При этом насилию всегда предшествуют умысел, цели, задачи, планирование. Следовательно, высшие руководители советской власти не только желали ослабления казахского народа путем его частичного или полного уничтожения, но и приняли для этого целенаправленные действия.

Если это так, то резонно встает вопрос, что совершил противоправного казахский народ, чтобы вызвать такое отношение со стороны руководителей СССР. В целом приняли революцию, в период гражданской войны основная часть казахского народа выступали на стороне большевиков. Как и все народы СССР, принимали участие в коллективизации и индустриализации страны. Да, многие не согласились с решениями правительства, были восстания, откочевывали целыми аулами. Но такие же антисоветские выступления были и со стороны других народов СССР. В виду этого казахский народ никак не мог вызвать подозрения со стороны Сталина в антисоветских настроениях, как это было, к примеру, на западной Украине или прибалтийских республиках. При этом в 1936 году Сталин подписывает указ о преобразовании КазАССР в самостоятельную республику в составе СССР — КазССР. Народу, которому бы не доверяла советская власть, Сталин никогда бы не позволил иметь свою республику. При том что, в республики Центральной Азии, сухопутным путем можно было попасть только через Казахстан.

Репрессированная интеллигенция и руководство Казахстана все же признаётся частью жертв репрессий всего СССР. И поэтому рассматриваться как причина геноцида не может.
И главное, если был совершен геноцид казахского народа со стороны государства, как теперь мы должны относиться к героям казахам того времени — Бауыржан Момыш улы, Маншук Маметовой, Талгату Бигельдинову, Алие Молдагуловой и сотни других героев. Может и их стоит придать анафеме, как и первого комсомольца казаха — Гани Муратбаева. Ведь получается, твой народ целенаправленно уничтожали, по разным оценкам от 25 до 70%. А они взяли в руки оружие и по приказу и призыву правительства, которое уничтожало твой народ пошли защищать его. И как защищали, стояли насмерть. Все эти герои в основном родились в 10-х и 20-х годах прошлого столетия. Уничтожение казахского народа проходило на их глазах. Следовательно, защищая СССР, как минимум они согласились с этим преступлением и поэтому называть их батырами как минимум не логично.

По нашему убеждению, все-таки ашаршылык нельзя признавать геноцидом казахского народа. Голодомор все-таки был вызван рядом причин. Первое, это ошибки правительства при коллективизации и индустриализации страны, которая проходила примерно одинаково во всех регионах СССР. Не были учтены образ жизни кочевых и полукочевых казахских родов, климатические условия республики  (основная часть казахов погибла в северных и восточных регионах Казахстана, где зимой глубина снега достигала 1,5 до 2 метров, морозы до -40 градусов). Наряду с отнятым насильно скотом климатические условия лишили казахов охоты и рыбалки, такого же промысла пропитания как и скот, что привело к замерзанию из-за отсутствия тезека, угля и дров. И по причине того, что основное внимание руководства СССР было уделено городам и крупным сельским предприятиям, центральные, северные и восточные регионы Казахстана не получили никакой помощи, в связи с чем и произошли трагические события, названные как голодомор.

Но наряду с этим все же были и другие события. Казахстан, как и весь СССР, получил свое развитие. Строились предприятия, школы, больницы, развивалось здравоохранение, образование. И главное, казахи перестали быть «второсортным» колониальным народом, и как все, стали равными среди всех народов СССР, образовали свою республику, с вытекающими из этого возможностями для казахского народа. Это уже потом по разным причинам произойдет русификация страны, но это другая тема нашей истории. И именно поэтому наши батыры считали СССР Родиной, Москву столицей, а себя относили к советским патриотам. И именно поэтому пошли защищать страну. И думается, что ашаршылык как геноцид над казахским народом они не считали, тем более, что голодомор в казахской степи, являлся частью трагедии всего в то время советского народа.

История, в отличии от других наук, является политической наукой. И при таком подходе к ней, в государстве которое является многонациональным, многоконфессиональным, многопартийным давать резкие оценки тем или иным историческим событиям, даже если они были трагическими, с нашей точки зрения, неприемлемо.

И, на наш взгляд, давать характеристику как геноцида со стороны советского правительства, как бы масштабно и трагически это не было, все-таки не правильно.
В судопроизводстве, да и в обыденной жизни от ситуации часто зависит, была ли она совершена по ошибке или с умыслом, что значит простить или наказать. На наш взгляд, и в истории, оценка событий должна даваться как можно более точно, иначе у подрастающего поколения будет неправильно формироваться понимание исторических событий, объективное мнение.

А ВЫ как считаете, наши читатели?

5 комментариев в “А был ли геноцид казахского народа?

  1. Скажу честно. Я не присутствовал, объективно судить не могу! Но наш Народ перенёс много бед и лишений! Но мы выстояли!

  2. Считаю, что не было геноцида, т.к. целенаправленной политики со стороны государства не было

  3. Считаю,что у правительства не было изначально цели уничтожить несколько миллионов украинцев, казахов,русских в годы голода. Голод стал следствием перегибов во внутренней политике советской власти. Что касается недостатков и перегибов в национальной политике их надо признать. Как и многие события в истории, действия советской власти можно оценить и с отрицательной и с положительной стороны.
    Да, большой вред был нанесен традиционной жизни казахов. Нельзя забыть о жертвах. Но и о том, что наша республика за годы советской власти сделала большой шаг вперёд нельзя не сказать. Успехи в промышленности, в сельском хозяйстве, в образовании. Не только сталинский период был в нашей истории надо помнить. Я принадлежу к греческой диаспоре. Моих родителей выслали в Казахстан после войны вместе с другими греками. Мы потеряли свою землю, дом,хозяйство. Многие погибли в дороге или на новом месте. Но я никого сейчас не хочу винить. Это бессмысленно. Я рада,что судьба привела нас сюда,где мы живём с нашими братьями. Да, казахи наши братья. Мы многое пережили вместе. Возможно ещё многое нам предстоит пережить. Но я искренне считаю, что только вместе мы можем чего то достичь. Нас не поймут никакие иностранцы. Не знаю как вы,но во мне наша советская школа воспитала интернационализм. И я считаю это одним из лучших достижений советского образования. Спасибо.

  4. Ну а как можно объяснить то что просто напросто вырубали сады? Я понимаю отобрать имущество в пользу государства или скот, но зачем просто изничтожать?

  5. Не считаю что голодомор можно считать генацидом казахского народа, так как в то время пострадало много наций и религий и не было цели у диктатора того времени уничтожить конкретных представителей определенной нации или религии. Геноцид — это уничтожение нации и к этому относиться ужасный холокост. В голодоморе можно винить политику и власть, ведь можно было оказывать поддержку народу, однако этого не было сделано. сегодня становится очень обидно и неприятно, когда власти государств забывают о массовых гибелях людей, там где надо чтить память они отказываются от этого, где надо признать ужас, терроризм и нацизм, они это преподносят как борьбу за правду справедливость и идеи. Очень хочется жить в мире, который наполнен миром и добром. Но к сожалению и сегодня мы наблюдаем войны, противостояния и смерти невинных людей, потому что это приносит деньги властям, им это выгодно и плевать они хотели на нас, на свой народ.
    Мира, добра и любви всем, чтобы неприятности обходили всех нас стороной, ведь они есть и их не искоренить.

Комментарии закрыты.

salem-shym.kz